Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2009 по делу n А54-2509/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

24 февраля 2009 года

Дело № А54-2509/2008 С17

Резолютивная часть постановления объявлена  17 февраля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  24 февраля 2009 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Заикиной  Н.В.,

судей                                    Можеевой  Е.И., Никуловой  М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  судебного заседания  Горбачевой  Ю.А.,

при участии в заседании:

от истца: Салазкиной  Т.Н. – представителя  по  доверенности №122 от  09.09.2008,

иные  лица  участвующие   в  деле  не  явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ на решение Арбитражного суда Рязанской  области от 01 декабря 2008 года по делу № А54-2509/2008 С17 (судья Омелина  Л.В.),

установил:

открытое акционерное общество «Рязанская  энергетическая  сбытовая  компания» г. Рязань, (далее - ОАО «Рязанская  энергетическая  сбытовая  компания»), обратилось в Арбитражный суд Рязанской  области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, к Рязанской области в лице Министерства фи­нансов Рязанской области, г. Рязань, к Министерству труда и социальной защиты населения Рязанской области, г.Рязань о взыскании солидарно с ответчиков убытков, возникших при предоставлении льгот, в соответствии с Федеральным законом РФ №5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах», в сумме 10655,90 руб.

В процессе  рассмотрения  дела  истец,  в  порядке ст. 48 АПК РФ, уточнил наименование третьего ответчика, просил  указать Министерство со­циальной защиты населения Рязанской области вместо Министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области. Данное  уточнение  судом  принято, произведена замена ответчика в  порядке  процессуального  правопреемства.

Решением Арбитражного суда Рязанской  области от 01.12.2008 заявленные  исковые  требования  удовлетворены  частично, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации  в  пользу  ОАО «Рязанская  энергетическая  сбытовая  компания»  взыскано 9030,42 руб. задолженности. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Не согласившись с решением суда, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Рязанской  области от 01.12.2008 отменить, в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства  финансов  РФ отказать. По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции основано на неправильном применении норм материального права, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Заявитель подчеркивает, что Российской Федерацией в лице Министерства финансов РФ в полной мере обеспечено финансирование расходов, предусмотренных в федеральном бюджете. Заявитель жалобы полагает, что убытки истца должны быть взысканы за счет средств казны субъекта Российской Федерации. По мнению заявителя, в данном случае отсутствуют необходимые признаки для возмещения вреда – не доказана вина Российской Федерации, а также причинно-следственная связь между действиями Министерства финансов РФ и возникновением убытков у истца.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Рязанская  энергетическая  сбытовая компания», опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Иные лица  участвующие в деле своих  представителей в  судебное  заседание  апелляционной  инстанции  не  направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле.

 На основании ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителей         лиц, участвующих  в  деле.

 В судебном заседании представители ОАО «Рязанская  энергетическая  сбытовая компания» поддержали позицию, изложенную в отзыве.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 01.12.2008 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены,  предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено исходя из следующего.

Как установлено судом первой инстанции, ОАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания» в период с декабря 2007 года по апрель 2008 года предоставило льготу по оплате потребленной электрической энергии инвали­ду Великой Отечественной войны Назарикову Василию Дмитриевичу, 21.03.1912 года рож­дения, и совместно проживающим  с ним членам его семьи в виде скидки в размере 50% от  ус­тановленной платы за электрическую энергию на сумму 10655,90 руб.

Право на получение льготы по оплате электрической энергии абонентом Назариковым В.Д. и членами его семьи в указанном размере подтверждается справкой Пенсионного фонда РФ № 47 от 01.02.2008, справкой Главного бюро медико-социальной экспертизы серии МСЭ-006 № 060542 от 21.07.1999, удостоверением серии 1 № 229912 от 26.07.1999, справкой администрации муниципального образования - Незнановское сельское поселе­ние Кораблинского муниципального района Рязанской области № 69 от 04.04.2008, пись­мом энергоснабжающей организации, предоставлявшей льготу Назарикову В.Д. и совместно проживающим с ним членам его семьи в период до 01.01.2005 - Рязанского отдела филиала «Энергосбыт» Московской железной дороги № ЭР 180/03 от 30.05.2008.

Указанная  льгота истцом предоставлена во исполнение пункта 9 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с учетом конституционно-правового смысла, установленного Конституционным судом в определении № 524-0 от 07.12.2006, а также на осно­вании п. 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного постановлением СМ СССР от 23 февраля 1981 № 209 (с изменениями от 5 октября 1981, от 26 июля 1984, от 18 сентября 1986, от 08 апреля 1988, от  05 октября 1989, от 12 сентября 1990, от 01 июля 1991).

В соответствии с пунктом 1 Порядка направления и расходования средств, связанных с реализацией Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (кроме статей 20 и 22), Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 г. N 3061-1), Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федерального закона от 10 января 2002 N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздей­ствию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее Порядок), ут­вержденному постановлением Правительства Рязанской области от 20.01.2005 № 12, фи­нансирование текущих расходов, в том числе на реализацию Федерального закона «О вете­ранах», осуществляется через Министерство социальной защиты населения Рязанской облас­ти за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета (Фонд компенсаций) на предос­тавление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Субвенции из Фонда компенсаций носят строго целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Министерство социальной защиты населения Рязанской области направляет указанные средства в пределах ассигнований, поступающих из федерального бюджета, для даль­нейшего перечисления непосредственно предприятиям, организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим меры социальной поддержки в соответствии с законодательством.

Согласно подпункту б) пункта 6 Порядка средства федерального бюджета в части реализации Федерального закона «О ветеранах» (кроме статей 20 и 22) направляются на финансирование оплаты в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, га­зом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, -предоставление скидки в размере 50 процентов от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Руководствуясь данным пунктом Порядка Министерство социальной защиты населения отказало истцу в возмещении предъявленных сумм, так как истец предъявил к оплате расходы по электроэнергии, начисленные на члена семьи Назарикова В.Д. и без учета, ут­вержденного органом местного самоуправления норматива потребления электроэнергии.

Отказ в возмещении убытков, понесенных истцом в результате предоставления льготы инвалиду Великой Отечественной войны и члену его семьи послужил основанием  для  обращения, ОАО Рязанская  энергетическая  сбытовая  компания» в  арбитражный  суд  с  данным  иском.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой  инстанции  руководствуясь положениями ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ, ст. 72 Конституции РФ, нормами Бюджетного кодекса РФ, ст. ст. 1069 - 1071 ГК РФ, исходил из того, что исковые требования заявлены обоснованно и правомерно, поскольку Российская Федерация, установив федеральными законами льготы по оплате электроэнергии, приняла на себя и обязанность полного возмещения предприятиям  понесенных расходов по предоставлению указанной льготы за счет средств федерального бюджета. При этом суд исключил из указанной суммы убытков сумму налога на добавленную стоимость.

Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы Арбитражного суда Рязанской  области законными и обоснованными, исходя из следующего.

Как установлено  судом  первой  инстанции, Назариков В.Д. является инвалидом первой группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны (удостоверение Серия 1 № 229912 том 1, лист дела 24).

В соответствии с пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших, утвержденным постановлением СМ СССР от 23.02.1981 г. № 209 (с изменениями)  инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей, а также семьям, получающим пенсии по слу­чаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, предоставляется скидка в размере 50 % с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнерги­ей.

С принятием Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. утратил силу пункт 3 статьи 11 ФЗ «О ветеранах». Указанным пунктом было определено, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отме­нены без равноценной замены.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветера­нах» установлено, что мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг предоставляется только самим инвалидам.

При этом Федеральный закон «О ветеранах» не содержит норм, которые бы устанав­ливали меры социальной поддержки для членов семьи инвалидов или отсылочных норм к Постановлению Совета Министров СССР от 23.02.1981 г. N 209 «Об утверждении Положе­ния о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих», а также норм, предусматривающих финансирование этой меры социальной поддержки для данной категории граждан.

Конституционный суд в определении от 7декабря 2006 г. № 524-0 указал, что поло­жения пунктов 6 и 9 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратив­шими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об об­щих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах ор­ганизации местного самоуправления в Российской Федерации» в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и прирав­ненных к ним лицами, льготами по оплате коммунальных услуг, право на которые на осно­вании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погиб­ших военнослужащих у них возникло и было реализовано до 1 января 2005 года.

Как  следует  из материалов  дела  Назариков В.Д. получил право на льготу в соответствии с законодательством СССР, как инвалид Великой Отечественной войны с 10.10.1950 ( том 1 лист дела 22), следова­тельно, суд  первой  инстанции пришел  к  обоснованному  выводу о том, что ограничения льготы, установленные Федеральным Законом № 5 ФЗ «О ветеранах» статье 14 пункте 1 подпункте 9 на него не распространяются.

Согласно статьи 14 пункта 1 подпункта 9 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветера­нах», принятого Государственной Думой 16.12.1994, оплата в размере 50 процентов ком­мунальных услуг была установлена в пределах нормативов потребления указанных услуг. В том же законе действовала статья 11, согласно которой законодательство Российской Феде­рации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных и иных нормативных актов. Права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Рос­сийской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.

Исходя  из  смысла правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 502-О от 27.12.2005 г. сама по себе утрата силы пунктов 3 и 4 ста­тьи 11 ФЗ «О ветеранах» не может рассматриваться как допускающая произвольную отмену ранее установленных ветеранам прав, льгот и гарантий и предполагающая возможность отказа государства от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед ветера­нами без предоставления им равноценной компенсации.

Такая же позиция Конституционного Суда Российской Федерации изложена в Опре­делении от 17 июля 2007 г. № 624-О-П. где, в частности, указано, что изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законо­дателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2009 по делу n А54-3431/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также