Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2009 по делу n А54-2509/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула 24 февраля 2009 года Дело № А54-2509/2008 С17 Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2009 года Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Заикиной Н.В., судей Можеевой Е.И., Никуловой М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбачевой Ю.А., при участии в заседании: от истца: Салазкиной Т.Н. – представителя по доверенности №122 от 09.09.2008, иные лица участвующие в деле не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ на решение Арбитражного суда Рязанской области от 01 декабря 2008 года по делу № А54-2509/2008 С17 (судья Омелина Л.В.), установил: открытое акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» г. Рязань, (далее - ОАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания»), обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, к Рязанской области в лице Министерства финансов Рязанской области, г. Рязань, к Министерству труда и социальной защиты населения Рязанской области, г.Рязань о взыскании солидарно с ответчиков убытков, возникших при предоставлении льгот, в соответствии с Федеральным законом РФ №5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах», в сумме 10655,90 руб. В процессе рассмотрения дела истец, в порядке ст. 48 АПК РФ, уточнил наименование третьего ответчика, просил указать Министерство социальной защиты населения Рязанской области вместо Министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области. Данное уточнение судом принято, произведена замена ответчика в порядке процессуального правопреемства. Решением Арбитражного суда Рязанской области от 01.12.2008 заявленные исковые требования удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания» взыскано 9030,42 руб. задолженности. В удовлетворении остальной части иска отказано. Не согласившись с решением суда, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.12.2008 отменить, в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ отказать. По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции основано на неправильном применении норм материального права, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Заявитель подчеркивает, что Российской Федерацией в лице Министерства финансов РФ в полной мере обеспечено финансирование расходов, предусмотренных в федеральном бюджете. Заявитель жалобы полагает, что убытки истца должны быть взысканы за счет средств казны субъекта Российской Федерации. По мнению заявителя, в данном случае отсутствуют необходимые признаки для возмещения вреда – не доказана вина Российской Федерации, а также причинно-следственная связь между действиями Министерства финансов РФ и возникновением убытков у истца. В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания», опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Иные лица участвующие в деле своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле. На основании ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. В судебном заседании представители ОАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания» поддержали позицию, изложенную в отзыве. Законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 01.12.2008 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено исходя из следующего. Как установлено судом первой инстанции, ОАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания» в период с декабря 2007 года по апрель 2008 года предоставило льготу по оплате потребленной электрической энергии инвалиду Великой Отечественной войны Назарикову Василию Дмитриевичу, 21.03.1912 года рождения, и совместно проживающим с ним членам его семьи в виде скидки в размере 50% от установленной платы за электрическую энергию на сумму 10655,90 руб. Право на получение льготы по оплате электрической энергии абонентом Назариковым В.Д. и членами его семьи в указанном размере подтверждается справкой Пенсионного фонда РФ № 47 от 01.02.2008, справкой Главного бюро медико-социальной экспертизы серии МСЭ-006 № 060542 от 21.07.1999, удостоверением серии 1 № 229912 от 26.07.1999, справкой администрации муниципального образования - Незнановское сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области № 69 от 04.04.2008, письмом энергоснабжающей организации, предоставлявшей льготу Назарикову В.Д. и совместно проживающим с ним членам его семьи в период до 01.01.2005 - Рязанского отдела филиала «Энергосбыт» Московской железной дороги № ЭР 180/03 от 30.05.2008. Указанная льгота истцом предоставлена во исполнение пункта 9 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с учетом конституционно-правового смысла, установленного Конституционным судом в определении № 524-0 от 07.12.2006, а также на основании п. 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного постановлением СМ СССР от 23 февраля 1981 № 209 (с изменениями от 5 октября 1981, от 26 июля 1984, от 18 сентября 1986, от 08 апреля 1988, от 05 октября 1989, от 12 сентября 1990, от 01 июля 1991). В соответствии с пунктом 1 Порядка направления и расходования средств, связанных с реализацией Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (кроме статей 20 и 22), Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 г. N 3061-1), Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федерального закона от 10 января 2002 N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее Порядок), утвержденному постановлением Правительства Рязанской области от 20.01.2005 № 12, финансирование текущих расходов, в том числе на реализацию Федерального закона «О ветеранах», осуществляется через Министерство социальной защиты населения Рязанской области за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета (Фонд компенсаций) на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Субвенции из Фонда компенсаций носят строго целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Министерство социальной защиты населения Рязанской области направляет указанные средства в пределах ассигнований, поступающих из федерального бюджета, для дальнейшего перечисления непосредственно предприятиям, организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим меры социальной поддержки в соответствии с законодательством. Согласно подпункту б) пункта 6 Порядка средства федерального бюджета в части реализации Федерального закона «О ветеранах» (кроме статей 20 и 22) направляются на финансирование оплаты в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, -предоставление скидки в размере 50 процентов от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. Руководствуясь данным пунктом Порядка Министерство социальной защиты населения отказало истцу в возмещении предъявленных сумм, так как истец предъявил к оплате расходы по электроэнергии, начисленные на члена семьи Назарикова В.Д. и без учета, утвержденного органом местного самоуправления норматива потребления электроэнергии. Отказ в возмещении убытков, понесенных истцом в результате предоставления льготы инвалиду Великой Отечественной войны и члену его семьи послужил основанием для обращения, ОАО Рязанская энергетическая сбытовая компания» в арбитражный суд с данным иском. Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствуясь положениями ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ, ст. 72 Конституции РФ, нормами Бюджетного кодекса РФ, ст. ст. 1069 - 1071 ГК РФ, исходил из того, что исковые требования заявлены обоснованно и правомерно, поскольку Российская Федерация, установив федеральными законами льготы по оплате электроэнергии, приняла на себя и обязанность полного возмещения предприятиям понесенных расходов по предоставлению указанной льготы за счет средств федерального бюджета. При этом суд исключил из указанной суммы убытков сумму налога на добавленную стоимость. Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы Арбитражного суда Рязанской области законными и обоснованными, исходя из следующего. Как установлено судом первой инстанции, Назариков В.Д. является инвалидом первой группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны (удостоверение Серия 1 № 229912 том 1, лист дела 24). В соответствии с пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших, утвержденным постановлением СМ СССР от 23.02.1981 г. № 209 (с изменениями) инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей, а также семьям, получающим пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, предоставляется скидка в размере 50 % с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией. С принятием Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. утратил силу пункт 3 статьи 11 ФЗ «О ветеранах». Указанным пунктом было определено, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг предоставляется только самим инвалидам. При этом Федеральный закон «О ветеранах» не содержит норм, которые бы устанавливали меры социальной поддержки для членов семьи инвалидов или отсылочных норм к Постановлению Совета Министров СССР от 23.02.1981 г. N 209 «Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих», а также норм, предусматривающих финансирование этой меры социальной поддержки для данной категории граждан. Конституционный суд в определении от 7декабря 2006 г. № 524-0 указал, что положения пунктов 6 и 9 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненных к ним лицами, льготами по оплате коммунальных услуг, право на которые на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих у них возникло и было реализовано до 1 января 2005 года. Как следует из материалов дела Назариков В.Д. получил право на льготу в соответствии с законодательством СССР, как инвалид Великой Отечественной войны с 10.10.1950 ( том 1 лист дела 22), следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ограничения льготы, установленные Федеральным Законом № 5 ФЗ «О ветеранах» статье 14 пункте 1 подпункте 9 на него не распространяются. Согласно статьи 14 пункта 1 подпункта 9 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах», принятого Государственной Думой 16.12.1994, оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг была установлена в пределах нормативов потребления указанных услуг. В том же законе действовала статья 11, согласно которой законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных и иных нормативных актов. Права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Исходя из смысла правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 502-О от 27.12.2005 г. сама по себе утрата силы пунктов 3 и 4 статьи 11 ФЗ «О ветеранах» не может рассматриваться как допускающая произвольную отмену ранее установленных ветеранам прав, льгот и гарантий и предполагающая возможность отказа государства от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед ветеранами без предоставления им равноценной компенсации. Такая же позиция Конституционного Суда Российской Федерации изложена в Определении от 17 июля 2007 г. № 624-О-П. где, в частности, указано, что изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2009 по делу n А54-3431/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|