Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 по делу n А62-8218/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

25 июня 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула

Дело № А62-8218/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2015

Постановление изготовлено в полном объеме  25.06.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., при участии от заявителя –                            УАБ «Рескила» («UAB Reskila») (Литовская Республика) – Гусева М.А. (доверенность от 16.12.2014), от заинтересованного лица – Смоленской таможни (г. Смоленск.                         ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) – Толстоуса И.И. (доверенность от 22.01.2015 № 04-52/06), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.03.2015 по делу                  № А62-8218/2014 (судья Печорина В.А.), установил следующее.

УАБ «Рескила» («UAB Reskila») (далее – заявитель, фирма-перевозчик) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Смоленской таможне (далее – таможенный орган) по делу об административном правонарушении от 24.11.2014 № 10113000-584/2014.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.03.2015 заявленные требования удовлетворены.

Смоленская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.

Мотивирую позицию, таможенный орган указывает, что установленный Соглашением  о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 09.06.2009 (далее - Соглашение) порядок введения временных мер изначально предусматривает их введение на всей таможенной территории и только непринятие решения об их введении на всей таможенной территории,  они могут быть введены на территории государства – члена Таможенного союза, инициировавшего их введение. В данном случае запрет на ввоз указанных товаров был введен Российской Федерацией для целей недопущения их ввоза именно на ее территорию.

Заявитель жалобы отмечает, что на момент введения Российской Федерацией вышеуказанных запретных мер не существовало порядка одностороннего их введения одним из государств – членом Таможенного союза на своей территории.

Смоленская таможня полагает, что содержание понятия «ввоз товаров в Российскую Федерацию» полно раскрывается в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.11.2010 № 164-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в связи с чем для его разъяснения нет необходимости обращаться к другим законодательным актам.

Заявитель жалобы настаивает на том, что Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (далее – Указ № 560) и постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»» (далее – Постановление № 778) распространяют свое действие на транзит товаров по территории Российской Федерации в адрес получателей в третьих странах.

Кроме того, Смоленская таможня указывает, что обеспечение контроля за выполнением Указа № 560 возложено в данном случае на Федеральную таможенную службу в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 6 Таможенного кодекса Таможенного союза, подпунктом 6 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Таможенный орган утверждает, что вывод суда первой инстанции, о том, что спорный товар на территории Российской Федерации декларированию не подлежал, а был помещен под процедуру таможенного транзита Ошмянской таможней, Смоленская таможня не вправе была прекратить процедуру таможенного транзита, открытую таможенным органом республики Беларусь в соответствии с требованиями таможенного законодательства Таможенного союза основан на неверном толковании норм таможенного законодательства.

Смоленская таможня обращает внимание, что суд первой инстанции при рассмотрении и принятии позиции, изложенной в письмах Евразийской экономической комиссии от 04.02.2015 и от 17.02.2015, не установил,  наделен ли данный орган правом трактовать, разъяснять и давать оценку правовым актам Российской Федерации, а также не принял во внимание, что данные письма носят исключительно рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения.

УАБ «Рескила» в отзыве на апелляционную жалобу, опровергая доводы таможенного органа, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На основании распоряжения и.о. пердседателя первого судебного состава от 10.06.2015 в соответствие с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отпуском судьи Заикиной Н.В. произведена ее замена на судью Мордасова Е.В. Судебное разбирательство производится с самого начала.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 09.09.2014 в 19 часов 08 минут  для регистрации установленного маршрута перевозки товаров, в зону таможенного контроля, расположенную на территории, прилегающей к СВХ ООО «Альфа Транс» (Смоленская область, Краснинский район, в 250 метрах западнее д. Буда и севернее (в 650 метрах) железной дороги «Москва-Минск»), находящегося в зоне деятельности ОТОиТК № 2 Краснинского таможенного поста Смоленской таможни в адрес посольства Великобритании в Афганистане, прибыло транспортное средство peгистрационный номер  HDE147/OL-27-KD, с товаром – колбаски мясные для жарки, колбаски мясные «Conwy welsh IQF», код ТН ВЭД ТС 1601009900, весом брутто 2112,4 кг, говядина бескостная обваленная замороженная (огузок), код ТН ВЭД ТС 0202309008, весом брутто 2297,32 кг, свинина замороженная не обваленная (окорока), код ТН ВЭД ТС 0203221109, весом 407,46 кг, свинина бескостная замороженная, код ТН ВЭД ТС 0203291309, весом брутто 550,15 кг, мясо в рассоле некопченое, нарезанное кусочками, код ТН ВЭД ТС 0210195000, весом брутто 1176.72 кг, филе трески замороженное, код ТН ВЭД ТС 0304719000, весом брутто 440 кг, креветки очищенные замороженные, код ТН ВЭД ТС 0306179900. весом брутто 78 кг, масло сливочное несоленое «Meggle» 82%, код ТН ВЭД ТС 0405101100, весом брутто 5,2 кг, горох замороженный, код ТН ВЭД ТС 0710210000, весом брутто    220 кг, фасоль замороженная, код ТН ВЭД ТС 0710220000, весом брутто 165 кг, кукуруза замороженная, зерна сахарной кукурузы замороженные, код ТН ВЭД ТС 0710400000, весом брутто 480 кг, капуста цветная замороженная, брокколи замороженная,                   код ТН ВЭД ТС 0710809500, весом брутто 605 кг, гамбургеры вегетарианские «Vivera», код ТН ВЭД ТС 2106909809, весом брутто 11,6 кг. Страны происхождения данных товаров — Австралия, Великобритания, Нидерланды, Италия, Испания, Германия, Бельгия, входящие в список государств, отдельные виды сельскохозяйственной продукции которых, запрещены к ввозу в Российскую Федерацию. Данный товар следовал по товаросопроводительным документам: книжке МДП №ХН76068673, CMR №002203 от 22.07.2014, инвойсу от 21.07.2014 №711290. Перевозчиком товара является фирма                УАБ «Рескила» (Республика Литва).

Согласно графам №№ 18-23 книжки МДП № ХН76068673 должностными лицами Ошмянской таможни указанный товар 07.09.2014 помещен под таможенную процедуру таможенного транзита, со сроком таможенного транзита товаров до 29.09.2014, местом доставки товаров определен департамент таможенного контроля по Мангистауской области т/п Тажен (Республики Казахстан) и установлен маршрут перевозки и регистрация маршрута в ОТОиТК № 2 Краснинского таможенного поста Смоленской таможни.

Указанные обстоятельства явились поводом для возбуждения 10.09.2014 в отношении заявителя дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования.

По факту нарушения, выразившегося в несоблюдении установленных  нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов на   ввоз на территорию Российской Федерации  отдельных видов   сельскохозяйственной продукции, на основании Указа № 560,  таможенным органом составлен протокол об административном правонарушении от 10.10.2014 № 10113000-584/2014.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 24.11.2014                 № 10113000-584/2014 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 010 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением,  фирма УАБ «Рескила» обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные  фирмой                     УАБ «Рескила» требования в силу следующего.

Правовая основа применения специальных экономических мер, цели и принципы их применения определяются Федеральным законом от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» (далее – Закон № 281-ФЗ), согласно части 2 статьи 1 которого специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

Целями применения специальных экономических мер являются обеспечение интересов и безопасности Российской Федерации и (или) устранение или минимизация угрозы нарушений прав и свобод ее граждан, они носят временный характер и применяются независимо от других мер, направленных на защиту интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности Российской Федерации, а также на защиту прав и свобод ее граждан. К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения (статьи 2 и 3 Закона № 281-ФЗ).

Согласно Указу № 560 в течение одного года со дня его вступления в силу (06.08.2014) запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию России отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

Правительство Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации и в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона № 281-ФЗ утвердило Перечень, определив запрещенные к ввозу в Российской Федерации в рамках годичного срока виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются государства, предусмотренные пунктом 1 Указа № 560.

Таким образом, ограничения, установленные Указом № 560 и Постановлением                 № 778, необходимо рассматривать как специальные экономические меры, принятые на основании норм национального законодательства Российской Федерации в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза (пункт 6 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»), в связи с чем несоблюдение указанного запрета влечет административную ответственность.

Право Российской Федерации самостоятельно и в одностороннем порядке принимать ответные меры, направленные на обеспечение безопасности государства и его граждан соответствует международным договорам государств-членов Таможенного союза.

Данный вывод подтверждается пунктом 6 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», согласно которому запреты и ограничения в торговле товарами с третьими странами,  направленные на реализацию ответных        мер, применяются  в Республике Беларусь,  Республике  Казахстан  и Российской Федерации в соответствии с национальным законодательством.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под ввозом товаров на таможенную территорию таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами. Под действием понимается комплекс мер, связанных с предъявлением на границе товара и товаросопроводительных документов, обеспечение уплаты причитающихся таможенных платежей при ввозе, соблюдение запретов и ограничений при ввозе товаров.

Аналогичное определение термина «ввоз товаров» содержится в подпункте 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ), согласно которому под ввозом товаров в Российскую Федерацию понимается фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 по делу n А23-48/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также