Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2015 по делу n А09-6980/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

01 июня 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                       Дело №  А09-6980/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   25.05.2015

Постановление изготовлено в полном объеме    01.06.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Заикиной  Н.В.,  судей  Мордасова Е.В. и Федина К.А.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., в отсутствие истца – департамента сельского хозяйства Брянской области (г. Брянск,   ОГРН 1023242735262, ИНН 3234014082), ответчика – сельскохозяйственного производственного кооператива «Победитель» (Брянская область, Рогнединский район, д. Лутовиновка, ОГРН 1023201736293, ИНН 3225000090) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – государственного казенного учреждения Брянской области «Рогнединское районное управление сельского хозяйства» (Брянская область, р.п. Рогнедино,   ОГРН 1053227536670, ИНН 3243001570),  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива «Победитель» на решение Арбитражного суда Брянской области от 05.02.2015 по делу               № А09-6980/2014, установил следующее.

Департамент сельского хозяйства Брянской области (далее – департамент) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Победитель» (далее – кооператив) о взыскании                             4 099 822 рублей 57 копеек, полученных в 2013 году в качестве субсидирования затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт животноводческих помещений и приобретение оборудования с монтажом для молочно-товарных ферм                   за 2011 – 2012 годы.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Брянской области «Рогнединское районное управление сельского хозяйства» (далее – учреждение).

Решением  Арбитражного суда Брянской области от 05.02.2015 заявленные требования удовлетворены частично. С кооператива в пользу департамента взыскано                     3 868 777 рублей 73 копейки. В удовлетворении остальной части требований истца отказано.

Судебный акт в части удовлетворения иска мотивирован тем, что факт нарушения кооперативом  принятых на себя обязательств по использованию средств областного бюджета в целях реализации отдельного мероприятия в сфере развития животноводства государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области»                            (2012 –2015 годы) подтвержден материалами дела.

Не согласившись с принятым решением в указанной части,  ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что  перечисление кооперативу из бюджета денежных средств в размере 4 099 822 рублей 57 копеек в качестве субсидий подтверждает  факт предоставления  кооперативом надлежащего пакета  документов для получения указанных субсидий.

Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

В судебное заседание участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.

На основании пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что заявитель обжалует решение суда лишь в части удовлетворения иска, суд апелляционной инстанции в отсутствие возражений участвующих в деле лиц проверяет его законность и обоснованность только в обжалуемой части.

Изучив материалы дела, оценив   доводы  апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела,  постановлением администрации Брянской области от 15.03.2012 № 233 в целях реализации отдельных мероприятий в сфере развития животноводства государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2012 - 2015 годы) утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета.

В соответствии с данным постановлением департаментом, как главным распорядителем средств областного бюджета, на основании приказа от 23.04.2013 № 143 кооперативу была выделена субсидия в размере 4 099 822 рублей 57 копеек, перечисленная по платежному поручению от 26.04.2013 № 45377.

При проверке предоставления средств из областного бюджета,                                 выделенных в 2013 году на субсидирование затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт животноводческих помещений и приобретение оборудования с монтажом для молочно-товарных ферм за 2011 – 2012 годы, установлено предоставление отдельными предприятиями, в том числе кооперативу, недостоверных документов для получения субсидий.

Ссылаясь на то, что ответчиком не были выполнены указанные в постановлении администрации Брянской области от 15.03.2012 № 233 условия предоставления субсидирования затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт животноводческих помещений и приобретение оборудования с монтажом для молочно – товарных ферм за 2011  – 2012 годы  истец претензией от 12.03.2014 № 1-815 уведомил ответчика о необходимости в срок до 12.04.2014 произвести возврат денежных средств в размере 4 099 822 рублей 57 копеек, полученных в качестве субсидий в                    2013 году.

Поскольку данная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, департамент обратился  в арбитражный суд с настоящим иском.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7                      Закона № 264-ФЗ).

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со статьей 289 БК РФ  нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Следовательно, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.

Подпунктами 1, 2 пунктом 2, подпунктом 3 пунктом 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидии, указанные в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами                   Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением администрации Брянской области от 15.03.2012 № 233 утвержден Порядок предоставления субсидий в целях реализации отдельных мероприятий в сфере развития животноводства государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2012 – 2015 годы) (далее – Порядок предоставления субсидий).

Пунктом 7.1 Порядка предоставления субсидий предусмотрено предоставление сельскохозяйственными товаропроизводителями, претендующими на получение субсидий, предусмотренных подпунктами 4.1 – 4.10 настоящего Порядка, в районные управления сельского хозяйства пакета документов, в том числе: копий договоров, накладных, счетов-фактур, копий платежных поручений, заверенных банком, копий корешков приходных кассовых ордеров, копий договоров мены, копий накладных на оприходование приобретенной продукции, заверенных получателями субсидий, при осуществлении расчетов за приобретенную продукцию в неденежной форме – копий платежных документов, предусмотренных действующим законодательством, подтверждающих факт оплаты продукции; копий документов, подтверждающих затраты сельхозтоваропроизводителя на строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт животноводческих помещений за 2011 – 2012 годы, копий сметной документации, договоров на проведение работ, актов приема-сдачи выполненных работ (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ (форма КС-3), накладных,         счетов-фактур на приобретенные стройматериалы. При проведении работ хозяйственным способом – копию приказа о назначении ответственных лиц, графика проведения работ и объема работ, копию дефектной ведомости, распорядительных документов заказчика об организации, проведении работ и создании подразделения по выполнению работ, выписки из ведомости на выдачу зарплаты работникам соответствующего подразделения. Все копии документов заверяются заказчиком.

Пунктом 16 Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий в текущем финансовом году, возврат бюджетных средств осуществляется на счет главного распорядителя бюджетных средств – департамента.

Как установлено арбитражным судом, в целях реализации отдельных мероприятий в сфере развития животноводства государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2012 – 2015 годы) СПК «Победитель» в 2013 году была предоставлена субсидия в размере 4 099 822 рублей 57 копеек.

Согласно пункту 5 статьи 78 БК РФ при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

В соответствии с данной нормой и Положением о внутреннем контроле и внутреннем аудите в департаменте сельского хозяйства Брянской области, утвержденным приказом от 17.05.2013 № 172, проведена документальная проверка целевого предоставления средств областного бюджета, выделенных в 2013 году на субсидирование затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт животноводческих помещений и приобретение оборудования с монтажом для                       молочно-товарных ферм за 2011-2012 годы, в целях реализации отдельного мероприятия в сфере развития животноводства государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2012 – 2015 годы).

Согласно акту от 29.11.2013 в подтверждение выполненных работ по реконструкции помещения для содержания и откорма КРС и телятника на 120 голов молодняка                       2011 –2012 годов кооперативом представлены: сводный сметный расчет реконструкции телятника на 120 голов молодняка в сумме 8 090, 12 тыс. рублей;                                   смета № 01-01 «Реконструкция телятника на 120 голов молодняка в н.п. Лутовиновка Рогнединского района» сметной стоимостью 8 090, 12 тыс. рублей; договор от 14.04.2011 № 07/2 на реконструкцию телятника на 120 голов молодняка в н.п. Лутовиновка Рогнединского

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2015 по делу n А54-4653/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также