Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу n А23-5708/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

27 мая 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула

Дело № А23-5708/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2015

Постановление изготовлено в полном объеме  27.05.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мордасова Е.В., судей Заикиной Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии в судебном заседании до перерыва 24.03.2015: представителя общества с ограниченной ответственностью «Калуга-пресса» – Отроковой Н.А. (доверенность от 15.08.2014                   № 40 АА 0525593), представителя управления экономики и имущественных отношений города Калуги – Харчевниковой Л.Г. (доверенность от 12.08.2014 № 2536/16-14), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления экономики и имущественных отношений г. Калуги на решение Арбитражного суда Калужской области от 28.01.2015 по делу № А23-5708/2014 (судья Храпченков Ю.В.),  принятое заявлению общества с ограниченной ответственностью «Калуга-пресс»                       (г. Калуга, ОГРН 1054003090459, ИНН 4027071197) к управлению экономики и имущественных отношений г. Калуги (г. Калуга) о признании незаконным отказа управления экономики и имущественных отношений г. Калуги от 29.08.2014                                № 2841/16/14, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Калуга-пресса» обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным отказа управления экономики и имущественных отношений г. Калуги (далее – управление) во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов торгового объекта (киоска по торговле печатной продукции) по адресу: г. Калуга, ул. Кирова, д. 27.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 28.01.2015 признан незаконным отказ управления, изложенный в письме от 29.08.2014 № 2841/16/14. Управление обязано устранить допущенные нарушения, включив в схему размещения нестационарных торговых объектов киоск для торговли печатной продукцией по адресу: г. Калуга, ул. Кирова, д. 27.

Не согласившись с принятым решением, управление  обратилось с жалобой и дополнениями к ней в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований ООО «Калуга-пресса». Мотивируя позицию, заявитель указывает, что отсутствие прав на землю (прекращение арендных отношений), равно как и  отсутствие у истребующего лица разрешения на размещение объекта торговли является достаточным основанием для не включения нестационарного торгового объекта (далее – НТО) в схему размещения. Поясняет, что прямая необходимость в размещении дополнительных НТО на территории города Калуги в целях достижения минимальных нормативов обеспеченности у органа местного самоуправления отсутствует, и решение о включении либо невключение НТО в схему размещения принимается с учетом их потребности в конкретном месте. Считает, что, поскольку договор аренды с обществом расторгнут 15.03.2014, то оснований для включения в схему НТО по адресу: г. Калуга, ул. Кирова, д. 27, утвержденную постановление главы городской управы г. Калуги от 25.08.2014 № 284-п, не имелось, даже при наличии соответствующего заявления общества от 07.08.2014.

Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Кодекса, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела,  на основании распоряжения городского головы г. Калуги от 22.03.2006 № 1585-р, между  городской управой города Калуги (арендодатель) и ООО «Метрополитан» (арендатор) 22.03.2006 заключен договор аренды № 9493, по условиями которого арендатору предоставлен земельный участок общей площадью 6,0 кв. метров из состава земель поселений с кадастровым номером 40:26:000296:0027, находящийся по адресу: г. Калуга, ул. Кирова, д. 27 (остановочный комплекс), для торговли печатной продукцией, на срок с 01.01.2006 по 01.01.2011. Договор прошел государственную регистрацию.

На основании соглашения об уступке права аренды от 08.02.2007 права арендатора переданы обществу. При этом площадь арендуемого участка указана в 5,1 кв. метров. Соглашение зарегистрировано в установленном порядке.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калужской области от 29.07.2014 по делу № А23-2384/2014 удовлетворен иск обязании общества освободить земельный участок с кадастровым номером 40:26:000296:0027 общей площадью 5,1 кв. м по адресу: г. Калуга, ул. Кирова, д. 27 от временного сооружения – торговой платки (оставлено без изменения постановлениями Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014 и Арбитражный суд Центрального округа  от 23.12.2014).

Общество 07.08.2014 обратилось в управление с заявлением, в котором просило включить в проект схемы размещения нестационарного торгового объекта торговую палатку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 40:26:000296:0027, площадью 5,1 кв. м.

Управление в письме от 29.08.2014 № 2891/16-14  указало на отсутствие оснований для включения в проект схемы размещения нестационарных торговых объектов испрашиваемого заявителем киоска, для торговли печатной продукцией по адресу:                        г. Калуга, ул. Кирова, 27, так как такие объекты имеются на ул. Кирова и уровень обеспеченности торговыми площадями соответствует нормативам.

Считая данный отказ незаконным, общество обратилось в  суд с настоящим заявлением.

Суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества судом первой инстанции удовлетворены неправомерно, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно с части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 Кодекса, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 381-ФЗ) регулируются отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

В статье 15 Закона № 381-ФЗ установлены антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

В силу подпункте «д» пункта 4 статьи 15 Закона № 381-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10).

Согласно части 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что Законом № 381-ФЗ предусмотрено сохранение мест размещения нестационарных торговых объектов в случае утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов либо внесения в нее изменений, утверждения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, если строительство, реконструкция или эксплуатация такого объекта начаты до указания изменений.

Пунктом 2 части 3 статьи 17 Федерального закона № 381-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учётом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" включение нестационарных торговых объектов в схему их размещения осуществляется органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственника имущества по согласованию и в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2) и осуществляется в целях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; повышение доступности товаров для населения (пункт 3).

Согласно пункту 3 Правил включения объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях:

а) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

б) размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность;

в) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;

г) повышение доступности товаров для населения. 4

На территории Калужской области приказом № 543 от 09.11.2010 министерством конкурентной политики и тарифов Калужской области утвержден «Порядок разработки и утверждения органом местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Калужской области» (далее – Порядок).

Постановлением Городской Управы города Калуги № 153-п от 14.05.2014 утверждено Положение о порядке разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Калуга» (далее – Положение).

Определенные в пункте 6 Порядка и пункта 5.2 Положения основания внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов предполагают внесение изменений по заявлениям физических и юридических лиц.

Вместе

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу n А54-5668/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также