Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 по делу n А68-13186/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

15 мая 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                    Дело   № А68-13186/2014

Резолютивная часть  постановления объявлена 13.05.2015

Постановление изготовлено в полном объеме 15.05.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии                  от заявителя – закрытого акционерного общества «Домоуправ» (г. Тула,                                      ОГРН 1127154013205, ИНН 7104518022) – Волчковой О.О. (доверенность от 12.12.2014), от ответчика  – Государственной жилищной инспекции Тульской области  (г. Тула,               ОГРН 1037101135246, ИНН 7107071920) – Васина С.В. (доверенность от 12.02.2015                                     № 44-01/17/751), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Домоуправ» на решение Арбитражного суда Тульской области от 04.03.2015 по делу № А68-13186/2014 (судья Андреева Е.В.), установил следующее.

Закрытое акционерное общество «Домоуправ» (далее по тексту –                                   ЗАО «Домоуправ», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Тульской области (далее по тексту – ответчик, инспекция)                          от 12.12.2014 № 1876.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 04.03.2015 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано. Судебный акт мотивирован тем, что Государственная жилищная инспекция Тульской области, установив нарушение требований жилищного  законодательства, обоснованно выдала ЗАО «Домоуправ» предписание об устранении выявленных нарушений.

В апелляционной жалобе ЗАО «Домоуправ» просит решение суда отменить                       и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что контейнерная площадка, указанная в предписании, не входит в состав общего имущества дома по адресу: г. Тула, пер. Кирпичный, д. 34, поскольку она расположена на муниципальном земельном участке. 

В отзыве на апелляционную жалобу Государственная жилищная инспекция Тульской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, в адрес Государственной жилищной инспекции Тульской области поступило обращение от гражданки Коровкиной, проживающей в многоквартирном доме по адресу: г. Тула, пер. Кирпичный, д. 34, кв. 11, по вопросу неудовлетворительного санитарного состояния контейнерной площадки, расположенной вблизи д. 34.

На основании распоряжения начальника Государственной жилищной инспекции Тульской области от 05.11.2014 № 1228 должностными лицами инспекции с участием представителя ЗАО «Домоуправ» 10.11.2014 осуществлена проверка исполнения Правил содержания и ремонта жилищного фонда и Правил представления коммунальных услуг гражданам.

В ходе проверки был выявлен факт нарушения ЗАО «Домоуправ» правил содержания жилого дома № 34 по пер. Кирпичный г. Тулы, а именно: контейнерная площадка, расположенная вблизи д. 34 пер. Кирпичный г. Тулы, находится                                       в неудовлетворительном санитарном состоянии; ограждение и твердое основание отсутствует. Данная площадка рассчитана на несколько домов, численность населения которых более 200 человек. Установлено 3 контейнера вместимостью до 100 л, объема которых недостаточно для удовлетворительного санитарного содержания контейнерной площадки.

По результатам проверки составлен акт проверки от 10.11.2014 № 1126 и                     ЗАО «Домоуправ» выдано предписание от 10.11.2014 № 1601, согласно которому  обществу в срок до 10.12.2014 предписано оборудовать контейнерную площадку, устранить выявленные нарушения.

На основании распоряжения начальника Государственной жилищной инспекции Тульской области от 09.12.2014 № 1384 инспекцией 12.12.2014 проведена внеплановая выездная проверка исполнения ЗАО «Домоуправ» ранее выданного предписания                         от 10.11.2014 № 1601, в ходе которой установлено, что предписание от 10.11.2014 № 1601

ЗАО «Домоуправ» не выполнено, о чем составлен акт проверки от 12.12.2014 № 1295 и выдано предписание  от 12.12.2014 № 1876, которым ЗАО «Домоуправ» предписано в срок до 22.12.2014 оборудовать контейнерную площадку, устранить выявленные нарушения.

Полагая, что предписание от 12.12.2014 № 1876 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ЗАО «Домоуправ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных  требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд                        с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля,  содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.

При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушения прав заявителя в сфере экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 Положения «О государственном жилищном надзоре», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013                  № 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее – органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.

В соответствии с пунктом 1 Положения «О государственной жилищной инспекции Тульской области», утвержденного постановлением администрации Тульской области                от 01.04.2003 № 169 (действующего в период спорных отношений), Государственная жилищная инспекция Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.

В силу подпункта 3 пункта 5 указанного выше Положения инспекция имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

Таким образом, оспариваемое предписание от 12.12.2014 № 1876  выдано  Государственной жилищной инспекцией в пределах ее полномочий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

В соответствии с пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно пункту 3 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии                          с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006                    № 491 (далее по тексту – Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).

В силу пункта 10 указанных Правил содержание общего имущества в многоквартирном доме должно осуществляться в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

В пункте 11 названных Правил предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающими своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 42 указанных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 по делу n А68-8152/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также