Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 по делу n А09-9791/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

14 мая 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело № А09-9791/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   13.05.2015

Постановление изготовлено в полном объеме    14.05.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Капустиной Л.А., судей  Рыжовой Е.В. и Волковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., при участии до перерыва: от заявителя – Брянской региональной общественной организации «Дебрянское казачество»  (г. Брянск, ОГРН 1133256008225, ИНН 3257005292) – Мудрова А.Б. (доверенность от 29.03.2015) и Ферапонтова С.Е. (доверенность от 29.03.2015), от  заинтересованного лица – администрации Карачевского  района  (Брянская область, г. Карачев, ОГРН 1023200757315, ИНН 3214002748) – Борисова К.Г. (доверенность от  24.11.2014), в отсутствие  третьих лиц – Управления  Федеральной  службы  государственной  регистрации,  кадастра  и картографии  по  Брянской  области по Брянской области и Карачевского отдела Управления  Федеральной  службы  государственной  регистрации,  кадастра  и картографии  по  Брянской  области по Брянской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Брянской региональной общественной организации «Дебрянское казачество» на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.01.2015 по делу № А09-9791/2014 (судья Петрунин С.М.), установил следующее.

Брянская региональная общественная организация «Дебрянское казачество»                     (далее  –  общество) обратилась  в  Арбитражный  суд  Брянской  области  с  заявлением  к    администрации Карачевского  района (далее  – администрация)  о    признании  незаконным решения,  изложенного  в    письме  от  29.05.2014 №  1382, об отказе в предоставлении земельного участка в аренду  и возложении на администрацию обязанности  предоставить    испрашиваемый  земельный  участок    путем  заключения    с  обществом договора  аренды  на  безторговой  основе на основании  заявления  от 28.04.2014  № 79 (т. 1, л. д. 3).

Определением суда от 30.10.2014 (т. 1, л. д. 70), принятым на основании статьи 51  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации,  к  участию  в  деле  в  качестве  третьих  лиц, не  заявляющих самостоятельных  требований  относительно  предмета  спора,  привлечены  Управление  Федеральной  службы  государственной  регистрации,  кадастра  и картографии  по  Брянской  области по Брянской области (далее – управление) и Карачевский отдел Управления  Федеральной  службы  государственной  регистрации,  кадастра  и картографии  по  Брянской  области по Брянской области (далее – отдел).

Решением суда от 27.01.2015 (т. 1, л. д. 134) в удовлетворении заявления отказано. Суд пришел к выводу о невозможности предоставления обществу спорного земельного участка по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, сославшись на то, что в состав испрашиваемого участка входят  паевые земли, принадлежащие бывшим членам сельскохозяйственных предприятий,  а также земли промышленности. 

В апелляционной жалобе  общество просит решение отменить, заявление удовлетворить. Оспаривая судебный акт, заявитель  ссылается на то, что спорный земельный участок является сформированным как участок земель сельскохозяйственного назначения и по договору аренды от 07.11.2005 № 158, зарегистрированному  в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним   24.11.2005, ранее был передан в аренду на 49 лет  ООО «ССХП «Оазис-Брянск»  на основании  постановления администрации Карачевского района от 07.11.2005  № 1048. Отмечает, что впоследствии  арендатор отказался от договора, направив соответствующую информацию в управление.  В подтверждение факта отсутствия правообладателей испрашиваемого участка представляет суду актуальную выписку из ЕГРП, в которой отсутствует  информация об изменении категории земель и  границ участка;  не имеется сведений  о наличии правопритязаний иных лиц, в том числе правообладателей  смежных паевых земель.

В отзывах администрация и управление  просят решение оставить без  изменения, жалобу – без удовлетворения. Поясняют, что в состав  испрашиваемого участка входят паевые земли и земли промышленности, что делает невозможным его предоставление обществу. При этом доказательств перевода  земель из  категории земель промышленности в категорию земель сельскохозяйственного назначения  в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков  из одной категории в другую» (далее – Закон о переводе земель),  не производилось.

В судебном заседании до перерыва представители заявителя и заинтересованного лица  поддержали свои позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Третьи лица,  извещенные  надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции представителей не направили. С учетом мнений  представителей заявителя  и заинтересованного лица дело рассматривалось в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании 05.05.2015, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 11 час 15 мин 13.05.2015. 

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон (до перерыва),  Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, общество  обратилось  в администрацию с заявлением  от 28.04.2014 № 79 о предоставлении в аренду сроком на 3 года на безторговой основе земельного   участка площадью  9 074 804 кв. метров  (907,48 га) с кадастровым номером  32:10:451801:0001,  расположенного    около    пос.  Теплое  Карачевского  района,  для сельскохозяйственного производства.

Письмом  от  29.05.2014  №  1382 (т. 1, л. д. 7)  администрация  отказала   обществу в предоставлении    в  аренду    испрашиваемого  земельного  участка,  мотивировав  свою позицию   тем,  что  спорный земельный участок  расположен на территории  бывших хозяйств ПСХК  «Покровский»  и  ПСХ  «Железнодорожник»  Карачевского  района  и  состоит  из земель  промышленности  (491  га),  ранее  предоставлявшихся  ОАО  «Пальцо-Торф»,  и земель сельскохозяйственного назначения (в том числе и земельных паев вышеуказанных хозяйств).

Полагая,  что  отказ  администрации  в  предоставлении  в  аренду    испрашиваемого  земельного  участка  не    соответствует  закону,  нарушает  права  и  законные  интересы заявителя,  общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Одним из способов судебной защиты нарушенного права, как следует из положений части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, является гарантированная возможность обращения граждан, организаций и иных лиц в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Кодекса для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации  к спорным правоотношениям применяются нормы законодательства, действующего на момент их возникновения (в данном случае – на дату подачи заявки о предоставлении земельного участка: 28.04.2014).

В силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

В кадастровой выписке отсутствуют сведения о разграничении спорного земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 данного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 данного Кодекса.

Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) в том числе: гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; казачьими обществами и т.д.

В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002    № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ)

Согласно статье 82 Земельного кодекса Российской Федерации условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научным организациям, образовательным организациям, осуществляющим подготовку кадров в области сельского хозяйства, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются Законом № 101-ФЗ.

В силу статьи 1 Закона № 101-ФЗ правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 101-ФЗ, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 10 Закона № 101-ФЗ  передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Пунктом 5 статьи 10 Закона № 101-ФЗ определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться специальным субъектам –  религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

В статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип эффективности, справедливости, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Рассмотрению подлежат все заявки, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан.

В целях обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления управления и распоряжения находящимися в их ведении земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 по делу n А54-210/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также