Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2015 по делу n А54-4633/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)11 мая 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула Дело № А54-4633/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2015 Постановление изготовлено в полном объеме 11.05.2015 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от ответчика – министерства строительного комплекса Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1036214000096, ИНН 6227006368) – Согомоновой Н.В. (доверенность от 14.04.2015 № ВМ/7-1041), в отсутствие представителей заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Имтер» (г. Рязань, ОГРН 1056204103680, ИНН 6234021857), извещенного надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Имтер» и Министерства строительного комплекса Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.12.2014 по делу № А54-4633/2014 (судья Шишков Ю.М.), установил следующее. Общество с ограниченной ответственностью «Имтер» (далее по тексту – ООО «Имтер», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания министерства строительного комплекса Рязанской области (далее по тексту – министерство, ответчик) от 15.08.2014 № 24-2014 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области долевого строительства многоквартирных домов и (иных) объектов недвижимости (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Решением Арбитражного суда Рязанской области от 24.12.2014 заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что нарушения требований законодательства об участии в долевом строительстве были зафиксированы министерством в акте проверки № 9, датированным 22.08.2014 и составленным по окончании проверки, а оспариваемое предписание выдано контролирующим органом 15.08.2014, то есть ранее даты фиксации нарушений и окончания проверки. В апелляционной жалобе ООО «Имтер» просит изменить мотивировочную часть решения суда, указав на недопустимость министерству строительного комплекса Рязанской области истребовать при проведении документарной проверки договоры долевого участия, соглашения об изменении и расторжении, а также об уступке прав требования по таким договорам, заключенным застройщиком с участниками долевого строительства. В обоснование своей позиции указывает, что судом первой инстанции неправомерно не применен пункт 11 статьи 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Считая необоснованным принятое по настоящему делу решение суда от 24.12.2014, министерство строительного комплекса Рязанской области также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, как незаконный и необоснованный, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Мотивируя свою позиция, указывает на отсутствие нарушений прав и законных интересов общества вынесенным предписанием. Апеллянт полагает, что контролирующий орган действовал в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий. В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Имтер» министерство строительного комплекса Рязанской области просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы общества. ООО «Имтер» отзыв на апелляционную жалобу не представило. Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего. Как усматривается из материалов дела, начиная с 4 квартала 2013 года ООО «Имтер» – застройщик осуществляет строительство многоквартирных домов в Рязанской районе в д. Дядьково с привлечением денежных средств граждан. С целью проверки соблюдения застройщиком законодательства в области долевого строительства на основании приказа министра строительного комплекса Рязанской области от 07.10.2013 № 7/123 «Об утверждении ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц в области долевого строительства на 2014 год» и приказа министра строительного комплекса Рязанской области о проведении плановой документарной проверки юридического лица от 21.07.2014 № 8-дс с 04.08.2014 по 22.08.2014 проводилась проверка в отношении ООО «Имтер». Пункт 11 приказа от 21.07.2014 № 8-дс содержал перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки. Указанный приказ сопроводительным письмом от 21.07.2014 № ВТ/7- 2180 был направлен обществу посредствам факсимильной связи 22.07.2014. Из указанного перечня, перечисленного в пункте 11 приказа, в установленный срок застройщиком документы, предусмотренные пунктом 18 (договоры участия в долевом строительстве, соглашения об изменении или расторжении договоров, об уступке прав требования по договорам), и документы, предусмотренные пунктом 9, в части первичных бухгалтерских документов, подтверждающих использование денежных средств, уплачиваемых по договору участия в долевом строительстве в целях, установленных статьей 18 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», не представлены. Частичное неисполнение приказа послужило основанием для вынесения министерством 15.08.2014 предписания № 24-2014 об устранении в срок до 19.08.2014 нарушений законодательства Российской Федерации в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Указанным предписанием обществу предложено представить договоры участия в долевом строительстве, соглашения об изменении или расторжении договоров, об уступке прав требования по договорам и первичные бухгалтерские документы, подтверждающие использование денежных средств, уплачиваемых по договору участия в долевом строительстве в целях Закона № 214-ФЗ. Общество предупреждено об административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение предписания. Не согласившись с указанным предписанием министерства, ООО «Имтер» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим. В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений. При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушенных прав заявителя в сфере экономической деятельности. Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, установление гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 214-ФЗ, Закон об участии в долевом строительстве). Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (часть 2 статьи 23 Закона № 214-ФЗ). Как справедливо указал суд первой инстанции, на территории Рязанской области вышеупомянутым уполномоченным органом является министерство строительного комплекса Рязанской области. К отношениям, связанным с осуществлением контролирующим органом государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 8 статьи 23 Закона № 214-ФЗ). Суд первой инстанции обоснованно отметил, что Закон № 214-ФЗ устанавливает предмет проверки, основания для проведения плановых и внеплановых проверок (пункты 9 – 11 статьи 23 Закона № 214-ФЗ), виды документов, которые могут быть затребованы уполномоченным органом у участника долевого строительства (пункты 3, 6 статьи 23 Закона № 214-ФЗ). Указанным законом не определен порядок проведения проверок, а также не установлен порядок оформления результатов проверок. При таких обстоятельствах, с учетом положений пункта 8 статьи 23 Закона № 214-ФЗ суд первой инстанции пришел к обоснованно выводу о том, что при проведении плановых проверок участников долевого строительства должны применяться нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в части порядка проведения проверки и оформления ее результатов. Согласно частям 1, 4 статьи 16 Закона № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. Согласно пункту 1 части 1 стати 17 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Полномочия министерства по направлению застройщикам предписания об устранении нарушений Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2015 по делу n А62-6812/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|