Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 по делу n А68-11537/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

08 мая 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                    Дело   № А68-11537/2014

Резолютивная часть  постановления объявлена 06.05.2015

Постановление изготовлено в полном объеме  08.05.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии                   от заявителя – индивидуального предпринимателя Андрусенко Светланы Шотовны                        (г. Тула, ОГРН 304710535200262, ИНН 710502481550) – Андрусенко С.Ш., Жилина А.С. (доверенность от 05.05.2015), от ответчика – администрации муниципального образования город Тула (г. Тула, ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032) – Старостиной Н.С. (доверенность от 16.10.2013 № 69), от третьего лица – министерства имущественных и земельных отношений Тульской области – Ворониной О.М. (доверенность от 03.10.2014             № 20-01-21/12202), в отсутствие представителей третьих лиц – управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы (г. Тула,                  ОГРН 1077106005943, ИНН 7106076980), уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тульской области (г. Тула), извещенных надлежащим образом                        о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Тула на решение Арбитражного суда Тульской области от 13.02.2015 по делу № А68-11537/2014                       (судья Большаков Д.В.), установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Андрусенко Светлана Шотовна (далее по тексту – предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тульской области                с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Тула (далее по тексту – администрация, ответчик),  выразившегося                  в невключении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула, утвержденную постановлением администрации г. Тулы от 26.03.2012 № 758, торгового павильона «Цветы», площадью 14 кв. м, по Одоевскому шоссе, 98а (на автобусной остановке напротив магазина «Маяк») Привокзального района города Тулы, и о  возложении на администрацию обязанности включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула, утвержденную постановлением администрации г. Тулы от 26.03.2012 № 758, торговый павильон «Цветы», площадью 14 кв. м, по Одоевскому шоссе, 98а (на автобусной остановке напротив магазина «Маяк») Привокзального района города Тулы (с учетом уточнения заявленных требований                       в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тульской области.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 13.02.2015 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что у ответчика отсутствовали основания для невключения в схему нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула, утвержденную постановлением администрации г. Тулы от 26.03.2012 № 758, торгового павильона «Цветы», площадью                14 кв. м, по Одоевскому шоссе, 98-а, ост. авт. «Магазин «Маяк».

В апелляционной жалобе администрация города Тулы просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт.                   В обоснование своей позиции указывает на истечение срока действия договора аренды земельного участка, находящегося в пользовании предпринимателя от 14.11.2001 № 3037. По мнению администрации, суд первой инстанции вышел за пределы рассмотренных требований, обязав администрацию не рассмотреть обращение заявителя в установленный срок, а включить спорный торговый объект в схему нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула, утвержденную постановлением администрации г. Тулы от 26.03.2012 № 758.

В отзывах на апелляционную жалобу ИП Андрусенко С.Ш. и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тульской области, опровергая доводы жалобы, считают, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области и Управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, 14.11.2001 на основании постановления главы администрации Привокзального района Управы г. Тулы от 17.08.2001 № 851 муниципальное (унитарное) предприятие «Тульский городской центр градостроительства и землеустройства» и предприниматель Андрусенко С.Ш. заключили договор № 3037 аренды земельного участка с кадастровым номером 71:30:020211:0004,                                      площадью 14 кв. м, расположенного в Привокзальном районе г. Тулы, по Одоевскому шоссе (напротив магазина «Маяк») на автобусной остановке, по условиям которого земельный участок предоставлен для установки и дальнейшей эксплуатации торгового павильона «Цветы» (пункт 2.1 договора).

Договор заключен на срок до 31.12.2002 (пункт 3.1 договора) и зарегистрирован учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок                           с ним «Тульский областной регистрационный центр» 30.01.2002, номер                            регистрации 71-01.00- 12.2001-0051.02.

Впоследствии на основании пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды был продлен и возобновился на неопределенный срок, о чем свидетельствуют постановление главы администрации Привокзального района Управы                 г. Тулы от 15.12.2002 № 1458, письмо администрации Привокзального района Управы                   г. Тулы от 17.12.2003 № 3330 и письмо комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы от 07.12.2006 № 8956.

На основании выданного 25.07.2001 главным управлением архитектуры и градостроительства Управы г. Тулы паспорта отделки и размещения временного сооружения № 31/01-3п предпринимателем на арендованном земельном участке возведен павильон «Цветы».

Постановлением администрации г. Тулы от 26.03.2012 № 758 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула (далее – Схема), в которую был включен киоск с остановочным навесом «Цветы», площадью 8 кв. м, по Одоевскому шоссе, 98-а, ост. авт. «Магазин «Маяк».

В последующие редакции Схемы (постановления администрации г. Тулы                           от 17.09.2012 № 2665, от 08.10.2012 № 2850, от 28.11.2012 № 3379, от 19.03.2013 № 720, от 10.06.2013 № 1525, от 14.08.2013 № 2579, от 30.09.2013 № 3187) указанный объект                         не включался.

ИП Андрусенко С.Ш. 08.07.2013 обратилась с письмом № 7 в администрацию                       с просьбой о включении в Схему остановочного павильона (киоска) «Цветы» на остановке «магазин «Маяк» «Тихмянова» в Привокзальном районе г. Тулы, в ответ на которое письмами от 01.08.2013 № 7955-к, от 06.08.2013 № 8591-к администрация сообщила                   о невозможности такого включения, ссылаясь на отказ в согласовании места размещения объекта ОАО «Тульские городские электрические сети» и необходимость согласования паспорта размещения объекта с организациями жизнеобеспечения города и управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Тулы.

После получения согласования электроснабжения павильона с ОАО «Тульские городские электрические сети» постановлением администрации г. Тулы от 07.03.2014                  № 6344 (последующие постановления от 16.05.2014 № 1410, от 22.09.2014 № 2970,                      от 20.11.2014 № 3796) в Схему был включен киоск с остановочным навесом по адресу: Одоевское шоссе, 98-а, ост. авт. «Магазин «Маяк», площадью 6 кв. м.

ИП Андрусенко С.Ш. обратилась в администрацию с письмами от 10.04.2014 и                 от 30.05.2014 с просьбой включить в Схему торговый павильон «Цветы», площадью                   14 кв. м по указанному выше адресу.

Письмами от 05.05.2014 № 4294-к, от 25.06.2014 № 4294-к администрация указала, что Схемой (в редакции постановлений администрации г. Тулы от 07.03.2014 № 634,                   от 16.05.2014 № 1410) по адресу: г. Тула, Одоевское шоссе, 98-а, предусмотрено размещение киоска с остановочным навесом, со специализацией «Цветы».

Полагая, что администрацией г. Тулы допущено незаконное бездействие, выразившееся в невключении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Тулы торгового павильона «Цветы», площадью 14 кв. м, по Одоевскому шоссе, 98а (на автобусной остановке напротив магазина «Маяк») Привокзального района города Тулы, ИП Андрусенко С.Ш. обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003                           № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения городского округа.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Закона № 131-ФЗ).

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ        «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 381-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона № 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли,                       в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 10 Закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона                                 № 381-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов (часть 4 статьи 19 Закона № 381-ФЗ).

Судом первой инстанции сделано обоснованное заключение о том, что из анализа вышеприведенных норм следует, что Законом № 381-ФЗ предусмотрено сохранение мест размещения нестационарных торговых объектов в случае утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов либо внесения в нее изменений, если строительство, реконструкция или эксплуатация таких объектов были начаты до утверждения соответствующей схемы.

Такой подход согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлениях от 13.02.2014 по делу № А62-1693/2013,                              от 24.03.2014 по делу № А62-2537/2013, от 04.08.2014 по делу № А62-4189/2013.

Порядок разработки и утверждения органом местного самоуправления муниципального образования Тульской области схемы размещения нестационарных торговых объектов утвержден приказом Комитета от 17.02.2012 № 6.

Орган местного самоуправления муниципального образования Тульской области, определенный в соответствии с уставом муниципального образования, разрабатывает и формирует схему размещения нестационарных торговых объектов с учетом: необходимости обеспечения устойчивого развития территорий; достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 по делу n А23-148/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также