Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу n А09-8534/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

28 апреля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула                                                                                                        Дело № А09-8534/2011

Резолютивная часть постановления объявлена   21.04.2015

Постановление изготовлено в полном объеме  28.04.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Росимущества в Брянской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.12.2014 по делу № А09-8534/2011 (судья Черняков А.А.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «АртПромИнвест» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению имуществом в Брянской области (далее – ответчик, ТУ Росимущества в Брянской области, территориальное управление) об исправлении кадастровой ошибки в сведениях местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, федеральная автомобильная дорога «Украина», подъезд к г. Брянску км. 114+417 – км.117+319, с кадастровым номером 32:02:0180406:2 в сведениях Государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) путем понуждения территориального управления совершить действия по аннулированию сведений о границе земельного участка с кадастровым номером 32:02:0180406:2 в сведениях ГКН (с учетом уточнения).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.11.2012 по делу                                 № А09-8534/2011, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013, заявление общества с ограниченной ответственностью «АртПромИнвест» удовлетворено. На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области возложена обязанность исправить кадастровую ошибку в сведениях о местоположении границ земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, федеральная автомобильная дорога «Украина» подъезд к г. Брянск, км 114+417 – км 117+319 с кадастровым номером 32:02:0180406:2, путем понуждения совершить действия по аннулированию ошибочных сведений о границе этого земельного участка в сведениях государственного кадастра недвижимости.

Производство по делу № А09-8534/2011 в отношении Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Бобруйск Федерального дорожного агентства», Брянской городской администрации, Государственной компании «Российские автомобильные дороги» прекращено в связи с отказом общества с ограниченной ответственностью «АртПромИнвест» от своих материально – правовых требований к данным лицам.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25.04.2013 решение Арбитражного суда Брянской области от 16.11.2012 и постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 в части удовлетворения требований ООО «АртПромИнвест» отменено. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.

Основанием для направления заявления на новое рассмотрение явился вывод арбитражного суда кассационной инстанции об отсутствии такого инструмента устранения кадастровой ошибки, как аннулирование сведений о границе земельного участка, недопустимости аннулирования сведений ввиду последующего прекращения прав Российской Федерации на указанный земельный участок в соответствующих границах и площадях, не установлении вопроса о соответствии границ вновь образованных в результате раздела земельных участков ранее существовавшим границам и, как следствие, наличию (отсутствию) спора о праве.

При новом рассмотрении дела заявитель уточнил требования и просил суд признать наличие кадастровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка по адресу: Брянская область, Брянский район, федеральная автомобильная дорога «Украина», подъезд к г. Брянску, км 114+117 – км 117 + 139, кадастровый номер 32:02:0180406:2; установить в соответствии с фактическим землепользованием границы земельных участков: Брянская область, г. Брянск, проспект Московский, 17, площадь           3110 +/-20 кв.м., кадастровый номер 32:28:0042706:2 в точках: № 1 Х-485352.62                        У-2182093.73, № 2 Х-485325.84 У-2182190.66, № 3 Х-485354.99 У-2182198.38, № 4                    Х-485383.26 У-2182101.80; Брянская область, г. Брянск, проспект Московский, 2, строение А, площадью 2161 +/- 16,27 кв. м., кадастровый номер 32:28:0042706:20 в точках: №1 Х-485354.99 У-2182198.38, №2 Х-485325.84 У-2182190.66, №3 Х-485352.62                У-2182093.73, № 4 Х-485383.26 У-2182101.80, № 5 Х-485387.27 У-2182084.42,                       № 6 Х-485349.27 У-2182073.91, № 8 Х-485315.56 У-2182194.36, № 10 Х-485352.59                    У-2182206.57; возложить на Территориальное управление Росимущества в Брянской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом обязанность принять меры по исправлению кадастровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка по адресу: Брянская область, Брянский район, федеральная автомобильная дорога «Украина», подъезд к г.Брянску, км 114+117 – км 117 + 139, кадастровый номер 32:02:0180406:2, в соответствие с фактическим землепользованием.

Уточнение требований принято судом в порядке статьи 49 АПК Российской Федерации.

Решением арбитражного суда заявленные требования удовлетворены.

Территориальное управление Росимущества в Брянской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить. Полагает, что требование об установлении кадастровой ошибки не может быть заявлено в рамках настоящего дела, поскольку кадастровая ошибка может быть установлена только решением о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях, принятое органом кадастрового учета. При этом требование об исправлении кадастровой ошибки может быть заявлено только на основании такого решения. Отмечает, что истцом до настоящего момента не представлены вышеуказанные документы. Ссылается на то, что законом о кадастре не предусмотрено обязанности исправлять кадастровую ошибку органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении объекта, составляющих предмет спора. Возложение судом на уполномоченный орган (ТУ Росимущества в Брянской области) обязанности исправить кадастровую ошибку возможно только при установлении обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, не соответствуют закону. Однако в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие такие обстоятельства.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО «АртПромИнвест» является арендатором земельного участка, расположенного по адресу г. Брянск, проспект Московский, д. 158, площадью 3110 кв. м с кадастровым номером 32:28:0042706:2 (для строительства гостиниц, домов приема гостей) на основании договора об уступки прав по договору аренды от 02.11.2010, заключенному с ООО «Мас-Строй».

Также, общество использует на праве аренды земельный участок, расположенный по адресу г. Брянск, проспект Московский, дом № 2А, площадью 2161 кв. м с кадастровым номером 32:28:0042706:20 (для строительства платной автостоянки), на основании договора уступки прав по договору аренды от 02.11.2010, заключенного с ООО «Мас-Строй».

Общество 11 августа 2011 года обратилось в ФБУ «Кадастровая палата» по Брянской области с запросами о предоставлении кадастровых паспортов на земельные участки с кадастровыми номерами 32:28:0042706:20 и 32:28:0042706:2, в ответ на которые учреждением приняты решения от 17.08.2011 об отказе в выдаче кадастровых паспортов в связи с наличием пересечений одной из границ данных земельных участков с границей земельного участка с кадастровым номером 32:02:0180406:2.

ООО «АртПромИнвест» 22.08.2011 обратилось в ООО «ЗемсервисПлюс» с просьбой о проведении работ по объединению спорных земельных участков, в ответ на которую ООО «ЗемсервисПлюс» сообщило заявителю о невозможности проведения работ по объединению земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:0042706:20 и 32:28:0042706:2 по причине их пересечения с земельным участком с кадастровым номером 32:02:0180406:2, находящимся в федеральной собственности, указав на возможную причину такого пересечения – наличие кадастровой ошибки в отношении земельного участка 32:02:0180406:2. 

Общество обратилось в Территориальное управление с заявлением от 09.09.2011 об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в ответ на которое Территориальное управление в письме от 16.09.2011 № 05-6123 указало, что ООО «АртПромИнвест» для решения данного вопроса необходимо обратиться в Федеральное дорожное агентство по подведомственности.

Поскольку уполномоченное лицо собственника земельного участка с кадастровым номером 32:02:0180406:2 отказалось устранить кадастровую ошибку самостоятельно, ООО «АртПромИнвест» обратилось в арбитражный суд с заявлением. В обоснование своего требования общество ссылается на то, что наличие кадастровой ошибки в государственном кадастре препятствует реализации его прав как арендатора земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:0042706:2 и 32:28:0042706:20.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт наличия кадастровой ошибки подтвержден заключением экспертов ООО «Геокомплекс» от 16.05.2012 № А09-8534/2011-06.04-ЭА и, что выявленная в ходе судебно-технической (землеустроительной) экспертизы ошибка является достаточным основанием для понуждения уполномоченного органа правообладателя совершить действия по аннулированию ошибочных сведений в государственном кадастре недвижимости.

Вместе с тем, суд первой инстанции не учел следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре недвижимости) ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).

Согласно части 4 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 3262860042706:2 и 32:28:0042706: 20, арендатором которых является заявитель, поставлены на кадастровый учет до введения в действие Закона о кадастре недвижимости.

Земельный участок с кадастровым номером 32:02:0180406:2 поставлен на кадастровый учет в 2008 году в связи с принятием ТУ Росимущества по Брянской области распоряжения от 14.02.2008 № 58 с последующим внесением в него изменений (распоряжение от 04.04.2008 № 129) о разделении земельного участка с кадастровым номером 32:02:000000:0086 (Брянская область, Брянский район, федеральная автомобильная дорога «Орел-Брянск-Смоленск – граница государства Беларусь», общей площадью 2 435 634 кв. м) на восемь земельных участков.

Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Согласно статье 39 Федерального закона № 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее – согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее – заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу n А23-6948/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также