Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 по делу n А23-3589/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

09 апреля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

 Дело № А23-3589/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  02.04.2015

Постановление изготовлено в полном объеме  09.04.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Рыжовой Е.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от истца – Рогозина Б.В. (доверенность от 29.08.2014 № 13-Д-14), от ответчика – Жулевой И.М. (доверенность от 14.01.2015 № 7/15), в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда,  рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью авиапредприятия «Газпром Авиа» на решение Арбитражного суда Калужской области от 19.12.2014 по делу № А23-3589/2014  (судья Сидорычева Л.П.), установил следующее.

Министерство экономического развития Калужской области (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Калужской области к обществу с ограниченной ответственностью авиапредприятию «Газпром Авиа» (далее – ответчик) с иском о понуждении согласовать уточненный расчет арендной платы и взыскании 1 671 667 руб. 61 коп.

Определением Арбитражного суда Калужской области от 20.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Представитель истца в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования уточнил согласно письменному заявлению от 01.12.2014. Требования о понуждении согласовать уточненный расчет арендной платы не поддержал. Просил суд взыскать с ответчика задолженность по договору аренды в сумме 1 671 667 руб. 61 коп. за период с 18.06.2010 по 12.03.2013. Указал, что предъявленная ко взысканию задолженность ответчиком до настоящего времени не погашена.

Решением суда исковые требования удовлетворены в части. С общества с ограниченной ответственностью авиапредприятия «Газпром Авиа» в пользу Министерства экономического развития Калужской области взыскана задолженность в сумме 537 399 руб. 48 коп. В остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью авиапредприятию «Газпром Авиа» просит решение отменить в части взыскания с него задолженности в сумме 537 339 руб. 48 коп., принять по делу новый судебный акт.  Указывает, что в период с  08.06.2010 по 12.03.2012 постановление № 224 прекратило свое действие. Отмечает, что данное постановление не содержит разделения на группы видов разрешенного использования земли, при этом доказательств изменения вида разрешенного использования земельных участков не представлено.

Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калужской области (арендодателем) и Государственным специализированным учреждением Калужской области «Фонд имущества Калужской области» (арендатором) заключен договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка от 31.07.2017                            № 26/03/2007-031.

Согласно условиям данного договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 40:26:00 01 06:0076 общей площадью 1 898 022 кв. м, расположенный по адресу: г. Калуга, в районе ул. Курсантов.

Дополнительным соглашением от 25.10.2007 к договору аренды земельного участка от 31.07.2007 № 26/03/2007-031 в условия договора были внесены изменения, на стороне арендатора включено общество с ограниченной ответственностью авиапредприятие «Газпром Авиа» (т. 1, л. д. 19-21).

Соглашением от 27.01.2010 о передаче прав и обязанностей арендодателя по договору аренды земельного участка от 31.07.2007 № 26/03/2007-031, права и обязанности арендодателя по договору переданы министерству экономического развития Калужской области (т. 1, л. д. 22-23).

Соглашением от 17.06.2010 о расторжении договора аренды земельного участка от 31.07.2007 № 26/03/2007-031 договор с арендатором – Государственным специализированным учреждением Калужской области «Фонд имущества Калужской области» был расторгнут (т. 1, л. д. 24).

Дополнительным соглашением  от 18.06.2010 № 2, были внесены изменения в предмет договора аренды земельного участка от 31.07.2007 № 26/03/2007-031, а именно: арендатору – обществу с ограниченной ответственностью авиапредприятию «Газпром Авиа» переданы земельные участки с кадастровыми номерами 40:26:000106:157; 40:26:000106:158; 40:26:000106:159, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 40:26:00 01 06:0076 (т. 1, л. д. 25-29). В Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области 23.09.2010 была произведена государственная регистрация указанного дополнительного соглашения за номером 40-40-01/084/2010-099, о чем имеется отметка о регистрации на соглашении.

В разделе 3 договора определен размер и условия внесения арендной платы.

Согласно пункту 3.1 договор за пользование участками арендатор обязан ежегодно уплачивать арендную плату.

Годовой размер арендной платы определяется в соответствии с законодательством Калужской области как произведение ставки арендной платы (в процентах), кадастровой стоимости земельного участка, поправочного коэффициента, учитывающего категорию лиц, являющихся арендаторами, и годовых индексов потребительских цен, исчисленных ежегодно по Калужской области, за период, прошедший с момента утверждения соответствующих результатов кадастровой оценки земель.

В соответствии с п. 3.2 договора, размер арендной платы может быть изменен, но не чаще одного раза в год, в том числе в случаях изменения ставки арендной платы, поправочного коэффициента, годового индекса потребительских цен, исчисленного по Калужской области, кадастровой стоимости земельного участка. При определении размера арендной платы на очередной финансовый год применяются указанные показатели, определённые по состоянию на 01 января года, на который рассчитывается размер арендной платы.

Согласно положениям Закона Калужской области от 06.02.2008 № 402-ОЗ «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков» основополагающей величиной при определении арендной платы за пользование земельным участком является кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 40:26:000106:0076 17.03.2010 была изменена в соответствии с Постановлением Правительства Калужской области от 06.07.2009 № 257 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области», устанавливающим кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2007, с применением удельного показателя кадастровой стоимости равного 89, 85 руб./кв. м.

Ввиду того, что арендуемые земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 40:26:00 01 06:0076, для расчета кадастровой стоимости образованных земельных участков был применен удельный показатель кадастровой стоимости равный 89,85 руб./кв. м.

Согласно сведениям кадастровых паспортов на арендуемые земельные участки кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 40:26:000106:157 составляет                          404 325 руб.; 40:26:000106:158 – 991 764 руб. 30 коп.; 40:26:000106:159 – 9 702 631 руб.                95 коп.

На основании этого ответчиком была произведена уплата арендной платы.

Истец считает, что указанные изменения кадастровой стоимости земельного участка с применением удельного показателя равного 89,85 руб./кв. м, являются незаконными.

В соответствии с п. 4.2.4 договора арендодатель информирует арендатора об изменении арендной платы по договору.

С письмом от 20.05.2013 № 533-13-ЮЧ/06 истцом в адрес ответчика были направлены расчеты арендной платы по договору за 2013 год с учетом измененной кадастровой стоимости, а именно: кадастровая стоимость участка с кадастровым  номером 40:26:000106:157 равна 1 866 375 руб.; 40:26:000106:158 – 4 578 010 руб. 50 коп.; 40:26:000106:159 – 44 787 608 руб. 25 коп.

Однако, ответчиком направленные расчеты согласованы не были по основаниям увеличения кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.

Согласно представленному расчету от 01.12.2014 задолженность по арендной плате за земельные участки за период с 18.06.2010 по 12.03.2012 составляет  1 671 667 руб.       61 коп.

Письмами от 20.05.2013, 16.08.2013, 13.12.2013 в адрес арендатора были направлены уточненные расчеты, акты арендной платы, предложено исполнить обязательство в части оплаты арендной платы, вместе с тем задолженность ответчиком уплачена не была.

Поскольку доначисленные суммы арендной платы ответчиком уплачены не были, ссылаясь на тот факт, что ответчиком задолженность по договору аренды в сумме                          1 671 667 руб. 71 коп. за период с 18.06.2010 по 12.03.2013 непогашена, истец обратился в суд с иском.

Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что между сторонами возникли обязательственные отношения по договору аренды земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.

В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Статьей 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.

В соответствии с правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11, согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ).

Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.

Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (в редакции постановления от 25.01.2013 № 13) при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 по делу n А68-11386/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также