Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по делу n А62-5872/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

08 апреля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула

Дело № А62-5872/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 01.04.2015

Постановление изготовлено в полном объеме  08.04.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., в отсутствие заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные системы «Пригорское» (Смоленская область, Смоленский район, с. Пригорское, ОГРН 1076714002529, ИНН 6714028370), заинтересованного лица – департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (г. Смоленск, ОГРН 1026701441568,                       ИНН 6730029638), третьих лиц – администрации Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (Смоленская область, Смоленский район,           с. Пригорское, ОГРН 1056735021815, ИНН 6714026277), общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Теплый Дом» (Смоленская область, Смоленский район, с. Пригорское, ОГРН 1126714001270, ИНН 6714033299), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные системы «Пригорское» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.12.2014 по делу № А62-5872/2014 (судья Бажанова Е.Г.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальные системы «Пригорское» (далее – заявитель, общество, ООО «Коммунальные системы «Пригорское») обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (далее – административный орган, Департамент), выразившегося в неустановлении тарифов на услуги по горячему водоснабжению и передаче тепловой энергии и обязании устранить допущенное нарушение.

Определением Арбитражного суда Смоленской области от 01.10.2014 заявление ООО «Коммунальные системы «Пригорское» принято к производству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования «Пригорское сельское поселение» (далее – администрация). Делу присвоен номер А62-5872/2014.

Определением Арбитражного суда Смоленской области от 09.10.2014 по делу                 № А62-6445/2014 принято к производству заявление ООО «Коммунальные системы «Пригорское» о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в         неустановлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, и об обязании восстановить нарушенное право.

Определением Арбитражного суда Смоленской области от 24.10.2014 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее дело объединено в одно производство с делом № А62-6445/2014 с присвоением номера А62-5872/2014.

Определением Арбитражного суда Смоленской области от 24.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Теплый дом» (далее – ООО «УК «Теплый дом»).

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 15.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «Коммунальные системы «Пригорское» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить указанное решение и принять по делу новый судебный акт.

Мотивируя свою позицию, заявитель ссылается на судебные акты по делам                      № А62-2816/2013 и № А62-188/2014, которые имеют преюдициальное значение для настоящего дела. Кроме того, заявитель указывает, что решением по делу                                   № А62-5501/2013 установлено, что общество продолжает оказывать услуги по водоснабжению и водоотделению.

Также общество полагает, что тариф на горячее водоснабжение и отопление установлен по подложным документам, поскольку согласно материалам  дела                           № А62-692/2014 на момент обращения ООО «УК «Теплый дом» в Департамент за установлением тарифов на тепловую энергию,  оно не владело на праве собственности или ином законном основании источником теплоснабжения (котельной), поскольку в соответствие с дополнительном соглашением от 21.01.2013 договор аренды здания данной котельной и акт приема-передачи к договору признаны недействительными.

Общество поясняет, что комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области обращался в Арбитражный суд Смоленской области с заявлениями о расторжении договоров аренды недвижимого имущества от 29.01.2011 и возврате объектов коммунальной инфраструктуры (дела № А62-5979/2014 и № А62-5980/2014), что, по мнению заявителя, свидетельствует о законности владения ООО «Коммунальные системы «Пригорское» объектами коммунальной инфраструктуры.

ООО «Коммунальные системы «Пригорское» считает необоснованной ссылку суда первой инстанции на решения Арбитражного суда Смоленской области по делам                    № А62-6268/2013, № А62-6725/2013, № А62-4219/2014, поскольку факт привлечения общества к административной ответственности не является доказательством обоснованности отказа Департамента в установлении тарифов на коммунальные услуги.

Департамент в отзыве на апелляционную жалобу, опровергая доводы общества, считает жалобу не подлежащей удовлетворению, поэтому просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, от Департамента поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей.

Руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем заявленное ходатайство подлежит удовлетворению, дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, общество, являясь законным владельцем (на основании договора аренды от 29.01.2011, заключенного с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Смоленского района Смоленской области) инфраструктуры, обеспечивающей население села Пригорское Смоленского района Смоленской области коммунальными услугами по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, неоднократно (по передаче тепловой энергии и горячему теплоснабжению повторно 24.04.2014, 21.05.2014; по водоснабжению и водоотведению 15.04.2014, 04.06.2014, 16.07.2014) обращалось в Департамент за установлением соответствующих тарифов. На эти обращения Департамент отвечал отказами. Таким образом, до настоящего времени тарифы для общества не установлены.

Полагая, что Департаментом допущено незаконное бездействие по установлению обществу соответствующих тарифов на период с июня 2013 года по 31.12.2014,                    ООО «Коммунальные системы «Пригорское» обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлениями.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Согласно пунктам 15 и 16 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее и холодное водоснабжение, водоотведение – это юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, отдельных объектов таких систем.

На основании части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон № 210-ФЗ) названным Федеральным законом подлежат регулированию, в том числе тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 210-ФЗ организация коммунального комплекса – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

В силу части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы: на холодную воду; на горячую воду; на водоотведение; на очистку сточных вод; на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Как следует из письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.05.2008 № 12529-АД/07, тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение в случаях, указанных в части 5 статьи 4 Закона № 210-ФЗ, устанавливают соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что уполномоченным органом, устанавливающим  тарифы на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение для организации, которая на законном основании владеет объектами коммунальной инфраструктуры, посредством которых оказываются услуги потребителям в Смоленской области является Департамент.

Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.07.2014 по делу                             № А62-6980/2013.

Согласно пункту 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет документы до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.

Судом установлено, что нормативными правовыми актами Департамента для             ООО «УК «Теплый Дом» по объектам с. Пригорское установлены тарифы: постановлением от 24.05.2013 № 204 – тарифы на тепловую энергию с 1 июня и 1 июля 2013 года; постановлением от 14.06.2013 № 242 – тарифы на горячую воду на период с 01.07.2013 по 30.06.2014; постановлением от 19.06.2013 № 256 – тарифы на холодную питьевую воду и водоотведение на период с 1 июля 2013 года по 30 июня 2014 года.

Указанными постановлениями одновременно отменены ранее установленные соответствующие тарифы для общества.

Решением Арбитражного суда

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по делу n А62-7223/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также