Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 по делу n А23-3940/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

07 апреля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула                                                                                                                    Дело № А23-3940/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 31.03.2015

Постановление в полном объеме изготовлено 07.04.2015

                                              

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей  Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии в судебном заседании до перерыва 24.03.2015: представителя Управления экономики и имущественных отношений города Калуги – Харчевниковой Л.Г. (доверенность от 12.08.2014 № 2536/16-14, паспорт), в отсутствие представителя Управления строительства и земельных отношений города Калуги, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя Разина М.Ю., извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, после перерыва 31.03.2015: представителя Управления экономики и имущественных отношений города Калуги – Харчевниковой Л.Г. (доверенность от 12.08.2014 № 2536/16-14, паспорт), в отсутствие представителя Управления строительства и земельных отношений города Калуги, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя Разина М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Разина Михаила Юрьевича на решение Арбитражного суда Калужской области от 14.11.2014 по делу № А23-3940/2014 (судья Носова М.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Разина Михаила Юрьевича (г. Калуга) к Управлению экономики и имущественных отношений города Калуги (г. Калуга), Управлению строительства и земельных отношений города Калуги (г. Калуга), о признании незаконными отказов от 21.05.2014 № 3442/06-14 и                        от 07.05.2014 № 847/06-14, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Разин Михаил Юрьевич (далее по тексту также - ИП Разин М.Ю., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Городской Управе города Калуги и к Управлению строительства и земельных отношений о признании незаконными действий, выразившихся в не включении в схему размещения нестационарного торгового объекта для торговли хлебобулочными изделиями и обязании устранить допущенные нарушения, о признании незаконными бездействий, выразившиеся в не предоставлении земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта для торговли хлебобулочными изделиями, взамен прежнего и обязании устранить допущенные нарушения.

Определением от 17.10.2014 судом к рассмотрению приняты уточнённые требования заявителя, произведена замена надлежащего ответчика с учетом каждого из заявленных требований.

Предметом споря является требование заявителя о признании незаконными: отказа Управления экономики и имущественных отношений города Калуги №847/06-14 от 07.05.2014; отказа Управления строительства и земельных отношений города Калуги №3442/06-14 от 21.05.2014.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 14.11.2014 в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Разина М.Ю. было отказано.

Не согласившись с принятым решением, полагая, что судом были не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, ИП Разин М.Ю. обратился с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой, ссылаясь на нормы Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федерального закона «О защите конкуренции», просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.

Управление строительства и земельных отношений города Калуги возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просило оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Управление экономики и имущественных отношений города Калуги также заявило возражения против доводов апелляционной жалобы,  просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Рассмотрев доводы жалобы и отзывы на нее, оценив доказательства, представленные в материалы дела, заслушав в судебном заседании представителя лица, участвующего в деле, суд апелляционной инстанции считает, что она подлежит удовлетворению в части признания незаконными действий Управления экономики и имущественных отношений города Калуги по невключению в схему размещения нестационарных торговых объектов  торгового объекта для торговли хлебобулочными изделиями по адресу г. Калуга, ул. Ленина в районе д.41, а решение суда - отмене в указанной части, по следующим причинам.

Как усматривается из материалов дела, письмом от 07.05.2014 № 847/16-14 Управления экономики и имущественных отношений города Калуги (т.1, л.д. 9) индивидуальному предпринимателю Разину М.Ю. по результатам рассмотрения обращения было отказано в  согласовании размещения хлебного киоска по адресу:                    г. Калуга, ул. Ленина, 41.

Письмом от 21.05.2014 № 3442/06-14 Управления строительства и земельных отношений города Калуги (т.1, л.д. 10) индивидуальному предпринимателю Разину М.Ю. по результатам рассмотрения обращения от 24.04.2014 по вопросу заключения нового договора аренды земельного участка было отказано в согласовании продолжения работы хлебного киоска по адресу: г. Калуга, ул. Ленина, в районе д.41. Из письма следует, что решение о включении и исключении нестационарных торговых объектов в схему размещения принимается комиссией по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Калуга», утвержденной распоряжением Городской Управы города Калуги от 06.05.2011 № 4964-р. Ссылаясь на нормы Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Управление указало, что уровень обеспеченности торговыми площадями по адресу: г. Калуга, ул. Ленина, в районе д. 41 соответствует нормативам.

Не согласившись с отказами, выраженными в письмах от 07.05.2014 № 847/16-14 и от 21.05.2014 № 3442/06-14, ИП Разин М.Ю. обратился в Арбитражный суд Калужской области.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из статьи 1 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту также - Закон № 381-ФЗ) целью настоящего Закона является обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

В силу части 1 статьи 10 Закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона №381-ФЗ утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона                    № 381-ФЗ).

Из анализа вышеприведенных норм следует, что Законом № 381-ФЗ предусмотрено сохранение мест размещения нестационарных торговых объектов в случае утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов либо внесения в нее изменений, утверждения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, если строительство, реконструкция или эксплуатация такого объекта начаты до указания изменений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях,  находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее по тексту также - Правила).

На основании пункта 2 Правил включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

В силу пункта 3 Правил включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учётом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения.

В соответствии с пунктом 4 Правил для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения.

Распоряжением Городской Управы города Калуги от 06.05.2011 № 4964-р создана комиссия по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Калуга», утверждено положение о данной комиссии.

Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 40:26:000231:0012 общей площадью 10, 6 кв. м, расположенный по адресу: г. Калуга,       ул. Ленина в районе д.41 был предоставлен ИП Разину М.Ю. по договору аренды от 26.12.2011 № 761/11 для эксплуатации временного сооружения для торговли бакалеей, хлебобулочными и кондитерскими изделиями.

Необходимо отметить, что схема размещения нестационарных торговых объектов была утверждена Постановлением Городской Управы города Калуги от 14.04.2011 № 97-п.

Таким образом, на момент заключения договора аренды земельного участка и его передачи предпринимателю для эксплуатации временного сооружения для торговли бакалеей, хлебобулочными и кондитерскими изделиями схема размещения нестационарных торговых объектов уже была утверждена и нестационарный торговый объект не был в нее включен.

01.10.2013 Управлением строительства и земельных отношений города Калуги предпринимателю было направлено уведомление, в соответствии с которым договор аренды прекращает действовать между сторонами по истечении трех месяцев с момента получения указанного уведомления (т.1, л.д. 113).

Решение об отказе в согласовании продолжения работы хлебного киоска по адресу: г. Калуга, ул. Ленина, 41 было принято 29.04.2014 на заседании комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Калуга» (т.1, л.д. 29). На основании данного решения предпринимателю были направлен отказ Управления экономики и имущественных отношений города Калуги, выраженный в письме от 07.05.2014 № 847/16-14 (т.1, л.д. 9).

Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 Управлению экономики и имущественных отношений города Калуги было предложено представить суду схему размещения нестационарных торговых объектов, действовавшую на момент рассмотрения заявлений предпринимателя.

В судебном заседании ответчиком суду были представлены запрашиваемые документы: Постановление Городской Управы города Калуги от 14.04.2011 № 97-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Калуга» в редакции Постановления Городской Управы г. Калуги от 06.08.2012 №

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 по делу n А54-1157/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также