Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 по делу n А68-9606/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

03 апреля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула

Дело № А68-9606/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 30.03.2015

Постановление изготовлено в полном объеме  03.04.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., при участии от заявителя – закрытого акционерного общества «Градсервис» (г. Тула, ОГРН 1127154013216, ИНН 7105515610) – Асатряна Н.А. (доверенность от 10.07.2013), от заинтересованного лица – Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы (г. Тула,                      ОГРН 1077106005943, ИНН 7106076980) – Богмы А.Е. (доверенность от 02.02.2015), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Градсервис» на решение Арбитражного суда Тульской области от 18.12.2014 по делу № А68-9606/2014 (судья Рыжикова Н.А.), установил следующее.

Закрытое акционерное общество «Градсервис» (далее – ЗАО «Градсервис», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления по административно-техническому надзору администрации г. Тулы (далее – управление, административный орган) от 21.08.2014 № 269.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 18.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом и не нарушает права и законные интересы общества.

ЗАО «Градсервис» обратилось с апелляционной жалобой, в которой полагает, что объекты проверки, указанные в оспариваемом предписании, не являются муниципальным жилищным фондом.

Общество указывает на неправомерную ссылку в оспариваемом предписании на нарушения пункта 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», нормы которого не распространяются на придомовую территорию многоквартирного дома.

В отзыве на апелляционную жалобу управление просит отказать в ее удовлетворении, поскольку считает, что оспариваемое предписание полностью законно и обоснованно, не нарушает прав и законных интересов общества.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, ЗАО «Градсервис» осуществляет управление многоквартирным жилым домом № 6 по Театральному переулку города Тулы на основании договора управления многоквартирным домом от 16.12.2013 № 314-ГС/13, заключенного с собственниками помещений многоквартирного дома.

На основании распоряжения от 21.08.2014 № 314/2014 с целью всестороннего и объективного рассмотрения поступившего обращения гражданина, проживающего по адресу: г. Тула, Театральный пер., д. 6, по вопросу неудовлетворительного состояния асфальтового покрытия на придомовой территории многоквартирного дома, в отношении ЗАО «Градсервис» должностным лицом управления проведена выездная внеплановая проверка, в ходе которой установлено, что асфальтовое покрытие на придомовой территории многоквартирного дома имеет сколы, выбоины, в некоторых местах отсутствует, что является нарушением Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, пункта 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы».

По результатам проверки административным органом составлен акт от 21.08.2014  № 314/2014 и выдано предписание от 21.08.2014 № 269 об устранении выявленных нарушений.

Не согласившись с выданным управлением предписанием, ЗАО «Градсервис» обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Пунктами 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 6464/10, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006           № 491 (далее – Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).

В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Кроме того, постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее – Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), согласно пункту 1.1 которых, данный нормативный правовой акт определяет требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда и уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

В соответствие с пунктом 4.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком. В приложении № 7 к данным Правилам в перечне работ, относящихся к текущему ремонту, указан ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек.

Придомовая территория – это участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути к входам, подъезды к дому и площадки для жильцов данного дома – детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п. (пункт Б.33. «СП 59.13330.2012, Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-012001», утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605).

Благоустройство придомовой территории, направленное на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории земельного участка многоквартирного дома, включает в себя укладку на части земельного участка определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня), улучшающего полезные свойства данной части земельного участка в соответствии с его функциональным назначением.

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 2.2 договора № 314-ГС/13 управления многоквартирным домом от 16.12.2013 ЗАО «Градсервис» обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность.

Приложением № 3 к договору № 314-ГС/13 управления многоквартирным домом от 16.12.2013 в перечень услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома включено благоустройство территории.

Земельный участок под указанным домом для эксплуатации многоквартирного жилого дома сформирован и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 71:30:030213:133.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ЗАО «Градсервис», осуществляя управление многоквартирным домом, обязано обеспечить надлежащее состояние асфальтового покрытия придомовой территории.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В пункте 3 ГОСТ Р 50597-93 закреплено, что проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

Согласно пункту 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Как усматривается из акта проверки от 21.08.2014, асфальтовое покрытие на придомовой территории многоквартирного дома имеет сколы, выбоины, в некоторых местах отсутствует.

В пункте 17 приложения № 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда к внешнему благоустройству отнесены ремонт и восстановление разрушенных участков и тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок и навесов для контейнеров – мусоросборников.

Следовательно, как обоснованно заключил суд первой инстанции, ремонт и восстановление разрушенного асфальтового покрытия придомовой территории многоквартирного жилого дома в данном случае относится к обязанностям управляющей компании.

Как следует из статьи 19 Жилищного кодекса

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 по делу n А62-4676/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также