Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 по делу n А09-6535/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

02 апреля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело № А09-6535/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   01.04.2015

Постановление изготовлено в полном объеме    02.04.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Капустиной Л.А., судей Тимашковой Е.Н. и  Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., при участии от третьего лица – правительства  Брянской  области – Череповой Ю.Ю. (доверенность от 31.12.2014), в отсутствие истца –  крестьянского  (фермерского)  хозяйства  «Урожай» (Брянская область, г. Стародуб, ОГРН 1023200978294, ИНН 3227000730), ответчиков – Федерального  государственного  бюджетного учреждения  «Федеральная  кадастровая  палата  Федеральной  службы  государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области (г. Брянск,  ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), Управления  Федеральной  службы  государственной регистрации,  кадастра  и  картографии  по  Брянской  области  (г. Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) и третьих лиц – управления имущественных отношений Брянской области, администрации  Стародубского  района,  департамента финансов Брянской области,  администрации г. Стародуба,  рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом с использованием видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Брянской области,  апелляционную жалобу правительства Брянской области  на решение Арбитражного суда Брянской области  от 20.01.2015 по делу  № А09-6535/2014 (судья Прудникова М.С.), установил следующее.

Крестьянское  (фермерское)  хозяйство  «Урожай» (далее  –   фермерское хозяйство)  обратилось  в  Арбитражный  суд  Брянской области  с  исковым  заявлением  к  Федеральному  государственному  бюджетному учреждению  «Федеральная  кадастровая  палата  Федеральной  службы  государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области (далее – учреждение) и   Управлению  Федеральной  службы  государственной регистрации,  кадастра  и  картографии  по  Брянской  области   (далее  –  управление) об  изменении  кадастровой  стоимости земельного  участка  площадью  5 299  кв. метров,  с  кадастровым  номером  32:23:400301:96, расположенного  по  адресу:  Брянская  область,  г.  Стародуб,  ул.  Ленина,  уч.  154  М,  с разрешенным использованием –  для  эксплуатации  здания ремонтной мастерской и склада, из  категории  земель:  земли  населенных  пунктов, на его   рыночную  стоимость  в  размере 164 269  рублей. Истец также просил  возложить на учреждение обязанность внести в сведения государственного кадастра недвижимости информацию о  рыночной стоимости  земельного участка в качестве кадастровой стоимости.

В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, участвует  управление имущественных отношений Брянской области

Определениями  суда от 02.07.2014 (т. 1, л. д. 1) и от 25.11.2014 (т. 2, л. д. 173), принятыми на основании статьи 51 Арбитражного процессуального  кодекса  Российской  Федерации,  к  участию  в  деле  в  качестве  третьих  лиц,  не  заявляющих  самостоятельных требований  относительно  предмета  спора,  также привлечены    правительство  Брянской  области (далее – правительство),    администрация  Стародубского  района,   департамент финансов Брянской области,  администрация г. Стародуба.    

До рассмотрения спора по существу истец,  в порядке  статьи 49 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и просил  установить  кадастровую  стоимость  земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 823 304 рублей 70 копеек. От требования   внесения в  государственный кадастр недвижимости   рыночной  стоимости  земельного участка в качестве кадастровой стоимости заявлен отказ. Судом уточнение и отказ приняты. 

Решением суда от 20.01.2015  (т. 3, л. д. 38)  исковые требования удовлетворены. Суд, оценив полученное в рамках рассмотрения спора заключение эксперта по правилам статей 71, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и руководствуясь пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 12, 13 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), пришел к выводу о том, что в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости. При этом суд учел, что доказательства, опровергающие достоверность рыночной стоимости, определенной на основании результатов проведенной по делу судебной экспертизы, не представлены.

В апелляционной жалобе правительство просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель выражает несогласие с выводами экспертного заключения и считает, что оно не может являться надлежащим доказательством по делу. В подтверждение этого указывает на проведение  экспертом анализа экономической ситуации на 2003 год, 2008 год, 2009 год и на дату оценки (01.01.2010), применение  без обоснования коэффициентов инфляции с  2009 по 2011 год, несоответствие объектов-аналогов  оцениваемому земельному участку (по торгу, местоположению, назначению, площади). Ссылается на то, что  к исковому заявлению не был приложен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка.

В отзыве истец просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Ссылается на то, что рыночная стоимость земельного участка определена  по результатам судебной экспертизы и на дату проведения государственной кадастровой оценки земель – 01.01.2010, что соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11.

В судебном заседании представитель  правительства поддержал свою  позицию, изложенную в апелляционной жалобе.

Другие лица, участвующие в деле,  извещенные надлежащим образом о времени и месте его  рассмотрения, в том числе путем размещения информации на сайте суда, в суд апелляционной инстанции  представителей не направили.  С учетом мнению представителя  правительства судебное разбирательство проводилось в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя правительства,  Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела,  фермерскому хозяйству на  праве  собственности принадлежит  земельный  участок  площадью  5 299  кв. метров  с  кадастровым  номером 32:23:400301:96, расположенный по адресу: Брянская область, г. Стародуб, ул. Ленина,            уч. 154 М ( т. 1, л. д. 16).

Постановлением  администрации  Брянской  области  от  30.11.2012  № 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2010.

Кадастровая  стоимость  спорного земельного  участка,  внесенная  в  государственный  кадастр недвижимости,  составила   13 529 353 рублей 81 копейка (т. 1, л. д. 14).

Ссылаясь на то, что  кадастровая стоимость земельного участка, отраженная в сведениях государственного кадастра недвижимости, превышает его рыночную стоимость,   фермерское хозяйство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Ко­дексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно Федераль­ному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недви­жимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыноч­ная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта не­движимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельно­сти.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится го­сударственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Прави­лами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержден­ными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее – Правила).

В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения ка­дастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством када­стра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства када­стра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оцен­ке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее – Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в со­ставе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.

Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на   01 января года путем проведения работ по государственной кадаст­ровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в преж­ней, так и в действующей редакции допускает не только определение када­стровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а так­же возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости зе­мельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.

Такое требование не связано с оспариванием действий органа када­стрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания ме­жду истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания дейст­вительной рыночной стоимости земельного участка, для определения кото­рой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назна­чена экспертиза.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости).

Как установлено судом, кадастровая оценка  спорного участка определена  по состоянию на 01.01.2010, ее результаты утверждены постановлением  администрации  Брянской  области  от  30.11.2012  № 1112.

Определением суда от 16.07.2014 по ходатайству истца по делу была назначена судебная экспертиза по установлению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010, проведение которой поручено ООО «ЦСЭЭ «Судэксперт»                (т. 1, л. д. 92).

В соответствии с  заключением эксперта рыночная стоимость спорного земельного участка  составила 823 304 рублей 70 копеек (т. 2, л. д. 11).

Оценив экспертное заключение ООО «ЦСЭЭ «Судэксперт» № 19-08/2014, с учетом представленных экспертом на возражения  правительства письменных пояснений (т. 2,                л. д. 153–156),    суд первой инстанции противоречий в выводах эксперта и сомнений в их обоснованности не усмотрел и посчитал заключение эксперта соответствующим требованиям  Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.

При таких обстоятельствах, с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта, уточнения истцом заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно установил кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости исходя из сведений экспертного заключения.

Доводы правительства о невозможности принятия  экспертного заключения в качестве доказательства не принимаются апелляционным судом.

Так, в обоснование  этих доводов заявитель ссылается

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 по делу n А54-3309/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также