Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 по делу n А54-1837/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

25 марта 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула

Дело № А54-1837/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19.03.2015

Постановление изготовлено в полном объеме  25.03.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Ю.А., при участии от истца – Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209016831, ИНН 6234008239) – Даниловой М.Н. (доверенность от  12.01.2015), от ответчика – акционерного общества «Транснефть – Верхняя Волга» (г. Нижний Новгород, ОГРН 1025203014748, ИНН 5260900725) – Баракиной Е.С. (доверенность от 17.11.2014 № 21-19/667), от третьего лица – администрации муниципального образования – Клепиковский муниципальный район Рязанской области (Рязанская область, г. Спас-Клепики) – Ефанова Д.В. (доверенность от 16.01.2015 № 104, удостоверение), Гречко О.П. (доверенность от 14.01.2015 № 15), в отсутствие третьего лица – администрации муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области (Рязанская область, г. Кораблино), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействие Арбитражного суда Рязанской области, апелляционную жалобу администрации муниципального образования – Клепиковский муниципальный район Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.11.2014 по делу № А54-1837/2014 (судья Сельдемирова В.А.), установил следующее.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Рязанской области (далее – управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Рязанскому открытому акционерному обществу трубопроводного транспорта нефтепродуктов (далее – ОАО «Рязаньтранснефтепродукт») о взыскании ущерба, причиненного в связи с разливом нефтепродуктов, произошедшим в результате криминальной врезки в принадлежащий ОАО «Рязаньтранснефтепродукт» магистральный нефтепродуктопровод «Новки-Рязань» на 133 км., в сумме 1 800 000 рублей.

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 16.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области.

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 15.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования – Клепиковский муниципальный район Рязанской области.

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 12.09.2014 произведена замена ответчика – ОАО «Рязаньтранснефтепродукт» его процессуальным правопреемником – открытым акционерным обществом «Верхневолжские магистральные нефтепроводы».

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика, в порядке статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявил об изменении наименования ответчика на акционерное общество «Транснефть – Верхняя Волга»               (далее – АО «Транснефть – Верхняя Волга», ответчика).

Изменение наименования ответчика судом принято.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что обществом возмещен ущерб, причиненный почвам в натуре, путем проведения работ по рекультивации загрязненных земель.

Администрация муниципального образования – Клепиковский муниципальный район Рязанской области, не согласившись с принятым решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить и принять новый судебный акт.

В обоснование своей позиции заявитель жалобы полагает, что ответчиком не соблюден порядок проведения рекультивации, приемки результатов работ по рекультивации нарушенных земель, поскольку в материалах дела отсутствует акт приема-сдачи рекультивированных земель, в комиссию для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель ответчик не обращался.

Кроме того, администрация указывает, что  ответчик не обращался в органы местного самоуправления Клепиковского района за разрешением на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова. По мнению администрации, проект «Рекультивация нарушенных (загрязненных) земель, 133 км МНПП «Новки-Рязань» Клепиковский район Рязанской области» подлежал государственной экологической экспертизе.

Администрация муниципального образования – Клепиковский муниципальный район Рязанской области поясняет, что расходы на рекультивацию земель не могут быть признаны полным возмещением вреда, поскольку экологические потери природной среды невосполнимы или трудновосполнимы.

Заявитель жалобы обращает внимание на то, что объемы рекультивации и стоимость работ ответчиком необоснованно снижены, документальное обоснование данному факту не представлено.

АО «Транснефть – Верхняя Волга» в отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу поясняет, что ответчиком проведен весь комплекс работ по восстановлению нарушенных (загрязненных) земель, таким образом, цель исковых требований достигнута, работы выполнены, основания для взыскания ущерба отсутствует.

Администрация муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области отзыв на апелляционную жалобу в суд не представила.

Представители администрация муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон и третьего лица, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в адрес управления поступило обращение минприроды Рязанской области от 09.09.2013 с приложением сообщения гражданина от 09.09.2013 о том, что в Клепиковском районе Рязанской области недалеко от деревни Верещугино за бывшей узкоколейной железной дорогой произошел прорыв нефтепродуктопровода – на поле над трубой нефтепродуктопровода разлилась лужа солярки длиной 150 - 200 м, шириной 2 – 3,5 м, глубиной 10 – 40 см.

По данному факту управление вынесло определение от 07.10.2013 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В рамках административного расследования управление 07.10.2013 с привлечением специализированной лаборатории и заместителя главного инженера по промышленной безопасности ОАО «Рязаньтранснефтепродукт» осуществило обследование территории на предмет соблюдения природоохранных требований, в ходе которого был установлен разлив нефтепродуктов в 1,5 км на юго-восток от населенного пункта от деревни Верещугино на 133 км МНПП «Новки-Рязань». Разлив нефтепродуктов произошел вследствие криминальной врезки в нефтепровод. Огороженный участок имеет конфигурацию 50х30 м, загрязненный участок имеет размеры 25х15 м, что соответствует площади 375 кв.м. Утечка нефтепродуктов устранена, ведутся восстановительные работы. Указанные обстоятельства зафиксированы в акте обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 07.10.2013.

На основании технического задания на проведение выездной внеплановой проверки ОАО «Рязаньтранснефтепродукт» по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды, в целях установления достоверности содержания загрязняющих веществ в почве, сотрудником экоаналитической лаборатории филиала ЦЛАТИ по Рязанской области в присутствии представителя управления и начальника службы экологической безопасности ОАО «Рязаньтранснефтепродукт» произведен отбор проб почвы (в том числе 1 фоновая проба) в 1,5 км на юго-восток от деревни Верещугино Клепиковского района Рязанской области на 133 км МНПП «Новки-Рязань».

По результатам анализа проб почвы в пробах выявлено наличие нефтепродуктов и установлено их количественное содержание, что отражено в протоколах экоаналитической лаборатории филиала ЦЛАТИ по Рязанской области от 18.10.2013.

В ходе проведенного административного расследования по факту разлива нефтепродуктов в 1,5 км на юго-восток от населенного пункта от деревни Верещугино на 133 км МНПП «Новики-Рязань» установлено, что разлив нефтепродуктов произошел вследствие криминальной врезки в нефтепродуктопровод, который принадлежит ответчику. Ответственность за разлив нефтепродуктов несет ответчик как юридическое лицо, в обязанности которого входит разработка и осуществление мероприятий, направленных на безаварийную и безопасную работу основного и вспомогательного оборудования ЛПДС «Рязань», и мероприятия, направленные на обеспечение охраны окружающей среды.

Постановлением от 07.11.2013 № 211 ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Административный штраф уплачен ответчиком по платежному поручению от 10.12.2013 № 246.

Вместе с тем управление в соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010             № 238, рассчитало размер вреда (ущерба), нанесенного почве, как объекту охраны окружающей среды, согласно которому размер ущерба составляет 1 800 000 рублей.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с настоящим иском.

 Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обосновано руководствуется следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшанфтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 названного закона).

Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238 (далее – Методика).

Согласно пункту 1 статьи 78 Закона № 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивируемых и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (пункт 2 статьи 78 Закона № 7-ФЗ).

В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что в соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.

Исключение составляют случаи, когда вред причинен юридическими лицами и гражданами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (статья 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации). В указанных случаях ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Как разъяснил Пленум Верховного

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 по делу n А09-4054/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также