Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2015 по делу n А23-2253/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

16 марта 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                        Дело № А23-2253/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   16.03.2015

Постановление изготовлено в полном объеме   16.03.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А.,  судей Волковой Ю.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., при участии от ответчика – Федерального государственного бюджетного  учреждения  «Федеральная  кадастровая палата Федеральной  службы государственной  регистрации,  кадастра  и  картографии»  (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Калужской области – Рябчинского С.С.  (доверенность от 10.07.2014), от третьего лица –  правительства  Калужской  области –  Берковской М.А. (доверенность от 29.09.2014), в  отсутствие   истца – Старинского  Владимира  Вячеславовича и третьих лиц –       Старинской Антонины Николаевны,  Управления  Федеральной службы  государственной  регистрации,  кадастра  и  картографии  по  Калужской области,  правительства Калужской области, министерства  экономического развития Калужской области,  городской управы г. Калуги, рассмотрев в открытом  судебном заседании исковое заявление Старинского  Владимира  Вячеславовича об изменении кадастровой стоимости земельного участка  на рыночную стоимость,     установил следующее.

Старинский  Владимир  Вячеславович    обратился  в Арбитражный суд Калужской области с иском к Федеральному государственному бюджетному  учреждению  «Федеральная  кадастровая палата Федеральной  службы государственной  регистрации,  кадастра  и  картографии»   (далее  –   кадастровая палата)  об установлении  кадастровой  стоимости  земельного  участка  с кадастровым номером 40:26:000123:345,  расположенного  на  землях  населенных  пунктов,  разрешенное использование:  для  завершения  строительства  ангара  для  складирования металлоконтрукций  и  проектирования  производственных  помещений,  общей площадью 2 000 кв. метров,  по адресу: местоположение  установлено относительно ориентира,  расположенного  в  границах  участка,  почтовый  адрес  ориентира: Калужская область, г. Калуга, ул. Газовая, д. 8, в размере, равном  рыночной стоимости в  2  200  000  рублей  и  земельного  участка  с  кадастровым  номером 40:26:000123:346,  расположенного  на  землях  населенных  пунктов,  разрешенное использование:  для  завершения  строительства  ангара  для  складирования металлоконтрукций  и  проектирования  производственных  помещений,  общей площадью 5 913 кв. метров,  по адресу: местоположение  установлено относительно ориентира,  расположенного  в  границах  участка,  почтовый  адрес  ориентира: Калужская область,  г. Калуга,  ул. Газовая, д. 8, в размере, равной  рыночной стоимости  в 5 800 000 рублей (т. 1, л. д. 3).

До рассмотрения спора по существу истец,  в порядке  статьи 49 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и просил:

–  установить  кадастровую  стоимость  земельного  участка  с  кадастровым номером  40:26:000123:345,  равной его рыночной стоимости в размере 2 151 000 рублей по состоянию на 01.01.2007.

–   установить  кадастровую  стоимость  земельного  участка  с  кадастровым номером  40:26:000123:346,  равной его рыночной стоимости в размере 5 797 000 рублей по состоянию на 01.01.2007.

–  возложить на кадастровую палату обязанность внести изменения  в  государственный  кадастр недвижимости посредством  установления   кадастровой  стоимости  земельного  участка  с кадастровым  номером  40:26:000123:345,  равной рыночной в размере 2 151 000 рублей,

–   возложить на кадастровую палату обязанность внести изменения  в  государственный  кадастр недвижимости посредством  установления    кадастровой  стоимости  земельного  участка  с кадастровым  номером  40:26:000123:346,  рыночной в размере 5 797 000 рублей.  Судом уточнение принято.

Определением   суда  Калужской  области  от  08.05.2014 (т. 1, л. д. 1), принятым на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию  в  деле  в  качестве  третьих  лиц,  не  заявляющих  самостоятельных требований  относительно  предмета  спора,  привлечены  Управление  Федеральной службы  государственной  регистрации,  кадастра  и  картографии  по  Калужской области (далее – управление),  правительство  Калужской  области (далее – правительство),  министерство  экономического развития Калужской области (далее – министерство), Старинская Антонина Николаевна.

Решением суда от 13.10.2014 (т. 3, л. д. 12) исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением,  кадастровая палата и Старинский В.В. обратились с апелляционными жалобами.

Определением от 25.12.2014 (т. 3, л. д. 114) апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве третьего  лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена городская управа г. Калуги.

Переход к рассмотрению дела по правилам первой инстанции обусловлен следующим.

Как видно из материалов дела, Старинскому В.В. на праве собственности  принадлежат  земельные  участки  с кадастровыми номерами 40:26:000123:345, 40:26:000123:346 по адресу: Калужская  область,  г.  Калуга,  ул.  Газовая,  д.  8, что подтверждается свидетельствами  о государственной  регистрации  прав  (т. 1,  л. д. 12).

В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2014 № 13839/13, несмотря на то, что органы местного самоуправления не являются непосредственно  участниками  процесса  по  определению  кадастровой стоимости земельного участка, а также не являются участниками комиссий по  рассмотрению  споров  о  результатах  определения  кадастровой стоимости,  кадастровая  стоимость  является  налоговой  базой  земельного налога,  который представляет  собой  один  из  доходов  городских  округов, зачисляемый  в местные  бюджеты  по  нормативу  100  процентов. Поэтому результаты  определения  кадастровой  стоимости  земельных  участков, находящихся  на  территории  муниципального  образования  и  являющихся объектами  налогообложения,  затрагивают  права  в  сфере  экономической деятельности  не  только  правообладателей  земельных  участков,  но  и муниципалитетов.

Таким  образом,  орган  местного  самоуправления,  на  территории которого  находится  объект  недвижимости,  имеет  правовой  интерес  в участии  в  судебном  процессе,  связанном  с  оспариванием  решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, в том  числе  наделен  правом  на  самостоятельное  оспаривание  таких решений.

Поскольку  городская управа г. Калуги  к участию в деле не привлекалась,  апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции.

В письменном ходатайстве истец поддержал  уточненные исковые требования.

В судебном заседании представители кадастровой палаты и  правительства возражали против  заявленных требований, отметив, что с 01.01.2015 вступил в силу приказ  министерства экономического развития Калужской области от 15.11.2013 № 1375-п, которым установлена актуализированная на 01.01.2012 кадастровая стоимость спорных участков.

Истец и иные лица,   извещенные надлежащим образом о времени и месте  рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на сайте суда, в суд апелляционной инстанции  представителей не направили. Истец и управление заявили письменные ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, которые удовлетворены судебной коллегией на основании статей 41, 159, 266 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации.   Судебное разбирательство проводилось в  отсутствие неявившихся участников  арбитражного процесса  в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и доводы искового заявления,  выслушав представителей кадастровой палаты и правительства, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, иск не подлежит удовлетворению. 

Как видно из материалов дела, Старинскому В.В. на праве собственности  принадлежат  земельные  участки  с кадастровыми номерами 40:26:000123:345, 40:26:000123:346 по адресу: Калужская  область,  г.  Калуга,  ул.  Газовая,  д.  8, что подтверждается свидетельствами  о государственной  регистрации  прав  (т. 1,  л. д. 12).  .

Постановлением  правительства  Калужской  области  от  06.07.2009 №  257 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2007.

Кадастровая  стоимость  земельных  участков (с кадастровыми номерами 40:26:000123:345, 40:26:000123:346),  внесенная  в  государственный  кадастр недвижимости,  составила  4 477 200 рублей   и 13 236 841 рубля 80 копеек соответственно (т. 1, л. д. 16–17).

Ссылаясь на то, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая  стоимость  земельных  участков  значительно  превышает  их рыночную стоимость, истец, представив отчет независимого оценщика по состоянию на 01.01.2007,  обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 изложена правовая позиция, согласно которой законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются.

В соответствии со статьями 24.19, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998                           № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности)  в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Поскольку различие между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заключается в различных методах оценки (при определении кадастровой стоимости используется метод массовой оценки, при определении рыночной стоимости - метод индивидуальной оценки), принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости») (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11).

Таким образом, правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в государственный кадастр недвижимости  установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.

Таким образом, кадастровая и рыночная стоимость является равноправными  категориями и изменение кадастровой стоимости на рыночную зависит  исключительно от волеизъявления правообладателя объекта.

Предметом самостоятельного оспаривания кадастровая стоимость  сама по себе являться не может, поскольку считается верно установленной до тех пор, пока не был признан  недействительным нормативный акт, ее утвердивший.

Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11,  требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, по существу имеют своим предметом внесение изменений в государственный кадастр недвижимости  органом кадастрового учета  кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную  стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность  кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не  являются.  

Изменение кадастровой стоимости по волеизъявлению правообладателя  направлено на будущее время и не может осуществляться рестроспективно. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11, установление рыночной стоимости участка на дату определения кадастровой стоимости не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.

Судом установлено, что кадастровая стоимость спорных земельных участков, которую истец просил изменить на рыночную, определялась по состоянию на 01.01.2007 (постановление правительства  Калужской  области  от  06.07.2009 №  257).

Отчет ООО «Росэкспертиза Консалтинг», проводившего рыночную оценку спорных земельных участков, а также заключение экспертизы  составлены  по состоянию на 01.01.2007.

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2015 по делу n А09-9805/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также