Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по делу n А09-6536/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

06 марта 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел. (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

     ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула

Дело № А09-6536/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2015

Постановление изготовлено в полном объеме 06.03.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Рыжовой Е.В. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Филимоновой Е.Е., в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2014 по делу № А09-6536/2014 (судья Прудникова М.С.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Стародубсельхозхимия» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области (далее – ответчик) об установлении:

- кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 3 141 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под административно-управленческими объектами, кадастровый номер 32:23:0400101:74, расположенного по адресу Брянская область, г. Стародуб, ул. Свердлова, 92А в размере его рыночной стоимости 843 752 рублей  68 копеек, определенной по состоянию на 01.01.2010;

- земельного участка общей площадью 18 341 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, кадастровый номер 32:23:0400101:33, расположенного по адресу Брянская область,                      г. Стародуб, ул. Свердлова, 92Б в размере его рыночной стоимости 3 316 497 рублей                    14 копеек, определенной по состоянию на 01.01.2010;

- земельного участка общей площадью 34 170 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, кадастровый номер 32:23:0400101:7, расположенного по адресу Брянская область,                           г. Стародуб, ул. Свердлова, 96 в размере его рыночной стоимости 6 206 383 рублей 83 копеек, определенной по состоянию на 01.01.2010;

- земельного участка общей площадью 40 158 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, кадастровый номер 32:23:0400301:7, расположенного по адресу Брянская область,                            г. Стародуб, ул. Ленина, 154А в размере его рыночной стоимости 6 336478 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2010 (с учетом утонения исковых требований,                    т. 3, л. д. 67-69).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее –  управление Росреестра по Брянской области), администрация Стародубского района Брянской области, департамент финансов Брянской области, администрация                                г. Стародуба.

Решением Арбитражного суда Брянской области 19.12.2014 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, третье лицо – правительство Брянской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просило его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование своих требований третье лицо ссылалось на то, что экспертное заключение ООО «ЦСЭЭ «Судэксперт» от 25.08.2014 № 18/08-2014, на котором основаны выводы суда первой инстанции, не является надлежащем доказательством по делу. Указывает на то, что эксперт неверно избрал объекты-аналоги, необходимые для сравнительного анализа. Считает, что истец не вправе выступать заказчиком оценки рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 32:23:0400101:7 и 32:23:0400301:7, поскольку является их арендатором. Указал на то, что с даты оценки, до даты составления отчета прошло более трех месяцев, что не соответствует пункту 8 ФСО № 1. Считает привлечение судом к участию в деле в качестве третьего лица администрации Стародубского района Брянской области не обоснованным.

            Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, считая принятое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменений, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Считает обоснованным установление судом рыночной стоимости спорных земельных участков исходя из заключения эксперта ООО «ЦСЭЭ «Судэксперт» от 25.08.2014 № 18/08-2014, ввиду его соответствия законодательству, регулирующему оценочную деятельность. 

Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.

В поступившем в суд апелляционной инстанции ходатайстве от 03.03.2015 третье лицо –  управление Росреестра по Брянской области просило рассмотреть настоящее дело в отсутствие его представителя. Ссылаясь на соответствие оспариваемого судебного акта действующему законодательству, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.

Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка общей площадью 3 141 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под административно-управленческими объектами, кадастровый номер 32:23:0400101:74, расположенный по адресу Брянская область, г. Стародуб,                           ул. Свердлова, 92А и земельного участка общей площадью 18 341 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, кадастровый номер 32:23:0400101:33, расположенный по адресу Брянская область,                        г. Стародуб, ул. Свердлова, 92Б (т. 1, л. д. 29, 30).

Также обществу на праве аренды принадлежат земельный участок общей площадью 34 170 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, кадастровый номер 32:23:0400101:7, расположенный по адресу Брянская область, г. Стародуб, ул. Свердлова, 96 и земельный участок общей площадью 40 158 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, кадастровый номер 32:23:0400301:7, расположенный по адресу Брянская область, г. Стародуб, ул. Ленина, 154А (т. 1, л. д. 18, 19).

Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской

области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.

В соответствии с указанным постановлением в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о новом значении кадастровой стоимости спорных земельных участков.

Согласно кадастровым выпискам о земельных участках, выданных филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области:

- стоимость земельного участка общей площадью 3 141 кв. м с кадастровым номером 32:23:0400101:74 составляет 7 452 650 рублей 70 копеек;

- стоимость земельного участка общей площадью 18 341 кв. м с кадастровым номером 32:23:0400101:33 составляет 13 861 944 рубля 39 копеек;

- стоимость земельного участка общей площадью 34 170 кв. м с кадастровым номером 32:23:0400101:7 составляет 25 825 639 рублей 06 копеек;

- стоимость земельного участка общей площадью 40 158 кв. м с кадастровым номером 32:23:0400301:7 составляет 27 946 056 рублей 59 копеек (т. 1, л. д. 22, 24, 26, 28).

Ссылаясь на то, что рыночная стоимость земельных участков значительно ниже определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости их кадастровой стоимости, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.

   Принимая судебный акт об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что определение в судебном порядке  рыночной стоимости земельных участков является основанием для установления равной им кадастровой стоимости этих земельных участков.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктами 1, 2 статьи 66 ЗК РФ определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка.

Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту – Правила).

Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт10 Правил).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости её функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.

Постановлением  администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112  были утверждены  результаты государственной  кадастровой оценки земель поселений  Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.

На основании пункта 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 01.03.2011 № 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

По правилам части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

В силу части 5 статьи 4 названного закона орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим законом порядке.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ               № 913/11, и в соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по делу n А54-6298/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также