Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по делу n А09-6536/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)06 марта 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел. (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А09-6536/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2015 Постановление изготовлено в полном объеме 06.03.2015 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Рыжовой Е.В. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Филимоновой Е.Е., в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2014 по делу № А09-6536/2014 (судья Прудникова М.С.), установил следующее. Общество с ограниченной ответственностью «Стародубсельхозхимия» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области (далее – ответчик) об установлении: - кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 3 141 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под административно-управленческими объектами, кадастровый номер 32:23:0400101:74, расположенного по адресу Брянская область, г. Стародуб, ул. Свердлова, 92А в размере его рыночной стоимости 843 752 рублей 68 копеек, определенной по состоянию на 01.01.2010; - земельного участка общей площадью 18 341 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, кадастровый номер 32:23:0400101:33, расположенного по адресу Брянская область, г. Стародуб, ул. Свердлова, 92Б в размере его рыночной стоимости 3 316 497 рублей 14 копеек, определенной по состоянию на 01.01.2010; - земельного участка общей площадью 34 170 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, кадастровый номер 32:23:0400101:7, расположенного по адресу Брянская область, г. Стародуб, ул. Свердлова, 96 в размере его рыночной стоимости 6 206 383 рублей 83 копеек, определенной по состоянию на 01.01.2010; - земельного участка общей площадью 40 158 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, кадастровый номер 32:23:0400301:7, расположенного по адресу Брянская область, г. Стародуб, ул. Ленина, 154А в размере его рыночной стоимости 6 336478 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2010 (с учетом утонения исковых требований, т. 3, л. д. 67-69). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее – управление Росреестра по Брянской области), администрация Стародубского района Брянской области, департамент финансов Брянской области, администрация г. Стародуба. Решением Арбитражного суда Брянской области 19.12.2014 исковые требования удовлетворены. Не согласившись с принятым судебным актом, третье лицо – правительство Брянской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просило его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование своих требований третье лицо ссылалось на то, что экспертное заключение ООО «ЦСЭЭ «Судэксперт» от 25.08.2014 № 18/08-2014, на котором основаны выводы суда первой инстанции, не является надлежащем доказательством по делу. Указывает на то, что эксперт неверно избрал объекты-аналоги, необходимые для сравнительного анализа. Считает, что истец не вправе выступать заказчиком оценки рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 32:23:0400101:7 и 32:23:0400301:7, поскольку является их арендатором. Указал на то, что с даты оценки, до даты составления отчета прошло более трех месяцев, что не соответствует пункту 8 ФСО № 1. Считает привлечение судом к участию в деле в качестве третьего лица администрации Стародубского района Брянской области не обоснованным. Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, считая принятое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменений, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Считает обоснованным установление судом рыночной стоимости спорных земельных участков исходя из заключения эксперта ООО «ЦСЭЭ «Судэксперт» от 25.08.2014 № 18/08-2014, ввиду его соответствия законодательству, регулирующему оценочную деятельность. Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил. В поступившем в суд апелляционной инстанции ходатайстве от 03.03.2015 третье лицо – управление Росреестра по Брянской области просило рассмотреть настоящее дело в отсутствие его представителя. Ссылаясь на соответствие оспариваемого судебного акта действующему законодательству, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили. В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего. Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка общей площадью 3 141 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под административно-управленческими объектами, кадастровый номер 32:23:0400101:74, расположенный по адресу Брянская область, г. Стародуб, ул. Свердлова, 92А и земельного участка общей площадью 18 341 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, кадастровый номер 32:23:0400101:33, расположенный по адресу Брянская область, г. Стародуб, ул. Свердлова, 92Б (т. 1, л. д. 29, 30). Также обществу на праве аренды принадлежат земельный участок общей площадью 34 170 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, кадастровый номер 32:23:0400101:7, расположенный по адресу Брянская область, г. Стародуб, ул. Свердлова, 96 и земельный участок общей площадью 40 158 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, кадастровый номер 32:23:0400301:7, расположенный по адресу Брянская область, г. Стародуб, ул. Ленина, 154А (т. 1, л. д. 18, 19). Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения. В соответствии с указанным постановлением в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о новом значении кадастровой стоимости спорных земельных участков. Согласно кадастровым выпискам о земельных участках, выданных филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области: - стоимость земельного участка общей площадью 3 141 кв. м с кадастровым номером 32:23:0400101:74 составляет 7 452 650 рублей 70 копеек; - стоимость земельного участка общей площадью 18 341 кв. м с кадастровым номером 32:23:0400101:33 составляет 13 861 944 рубля 39 копеек; - стоимость земельного участка общей площадью 34 170 кв. м с кадастровым номером 32:23:0400101:7 составляет 25 825 639 рублей 06 копеек; - стоимость земельного участка общей площадью 40 158 кв. м с кадастровым номером 32:23:0400301:7 составляет 27 946 056 рублей 59 копеек (т. 1, л. д. 22, 24, 26, 28). Ссылаясь на то, что рыночная стоимость земельных участков значительно ниже определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости их кадастровой стоимости, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском. Принимая судебный акт об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что определение в судебном порядке рыночной стоимости земельных участков является основанием для установления равной им кадастровой стоимости этих земельных участков. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Пунктами 1, 2 статьи 66 ЗК РФ определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка. Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту – Правила). Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил). Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт10 Правил). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости её функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии. Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения. На основании пункта 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 01.03.2011 № 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка. По правилам части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости. В силу части 5 статьи 4 названного закона орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим законом порядке. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ № 913/11, и в соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по делу n А54-6298/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|