Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по делу n А09-7328/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

06 марта 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула                                                                                                        Дело № А09-7328/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   27.02.2015

Постановление изготовлено в полном объеме  06.03.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Группа промышленных предприятий Литий»  по делу № А09-7328/2014, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Группа промышленных предприятий Литий» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области» и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, г. Брянск (далее – Управление Росреестра по Брянской области), с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления имущественных отношений Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:28:0042709:74, площадью 1660 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, пр. Московский, д. 106, равной его рыночной стоимости и понуждении ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области» внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость вышеуказанного земельного участка в качестве кадастровой стоимости данного земельного участка.

Определением Арбитражного суда Брянской области от 13.08.2014  по ходатайству истца из числа ответчиков исключено Управление Росреестра по Брянской области; привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Росреестра по Брянской области и Правительство Брянской области.

В ходе рассмотрения дела истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований на основании экспертного заключения, просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0042709:74, площадью                  1 660 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, пр. Московский, д. 106, равной его рыночной стоимости в размере 1 265 000 руб.

В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение иска судом принято.

Решением суда исковые требования удовлетворены.

Правительство Брянской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

Поскольку судом первой инстанции к участию в деле не была привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация города Брянска, определением от 19.01.2015 суд апелляционной инстанции перешел  к рассмотрению дела № А09-7328/2014 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлек к участию в деле в  качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию города Брянска.

Изучив материалы дела, доводы иска, отзыва, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела,    ООО «Группа промышленных предприятий Литий» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 32:28:0042709:74, площадью 1660 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск,                           пр. Московский, д. 106 на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории города Брянска от 18.01.2007 № 37716, заключенного между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации (арендодатель) и ООО «Группа промышленных предприятий Литий» (арендатором).

Согласно пункту 2.1 договора срок аренды установлен с 01.02.2007 по 01.02.2051.

По акту приема-передачи от 01.02.2007 земельный участок с кадастровым номером 32:28:0042709:74, площадью 1660 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск,                            пр-т Московский, 106, передан арендатору. Размер арендной платы составляет 32 555 руб. 96 коп.

В соответствии с условиями договора размер арендной платы рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 955 413 руб. 60 коп., которая содержится в кадастровом паспорте от 24.04.2014 № 32/201/14-111990; удельный показатель кадастровой стоимости равен 1 177 руб. 96 коп./кв. м.

Постановлением Администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.

В результате проведенной государственной оценки, согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2012 составляет 1 955 413 руб. 60 коп.

В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости спорного земельного участка ООО «Группа промышленных предприятий Литий» был получено заключение специалиста (отчет) № 6114-11 ОЦ, выполненного ООО «Деловое партнерство» об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:28:0042709:74 расположенного по адресу: г. Брянск, пр-т Московский, 106, по состоянию на 01.01.2012, которая составила 1 330 000 руб.

Полагая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка завышена, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 указанной статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

На основании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Как установлено в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», введенной Федеральным законом № 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших   в   этот   орган   в   установленном   настоящим   Федеральным   законом   порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.

Обращаясь в суд, истец представил отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО «Деловое партнерство» об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:28:0042709:74, площадью 1660 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск,  пр. Московский, д. 106, по состоянию на 01.01.2012, согласно которому она составляет 1 330 000 руб.

Статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.

Поскольку экспертиза отчета представлена не была, по ходатайству истца была проведена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012, проведение которой было поручено эксперту ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки» Владимирову А.В. На разрешение эксперта поставлен вопрос об определении рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012.

Согласно заключению эксперта ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки» Владимирова Алексея Владимировича от 24.09.2014  № 32314 ОЦ по состоянию 01.01.2012  рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0042709:74, площадью 1660 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск,                 пр. Московский, д. 106, составляет 1 265 000 руб.

В силу ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение экспертов относится к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Согласно ст. 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу.

Пунктом 20 ФСО № 1 предусмотрено, что оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода. Оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.

В экспертном заключении от 27.11.2014 №0002/ЗУ/11 эксперт обосновал причину отказа от применения затратного и доходного подхода к оценке объектов и указано на использование сравнительного подхода при определении рыночной стоимости объектов оценки.

Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 14 ФСО № 1).

Тем самым, объектом-аналогом в силу ФСО № 1 является объект, сходный объекту оценки по отдельным характеристикам, определяющим его стоимость. Положение пункта 14 ФСО № 1 не содержит императивного требования о том, что объектом – аналогом может быть избран только полностью соответствующий объекту оценки аналог, не отличающийся от объекта оценки, в частности, по следующим показателям: общая площадь земельного участка, вид разрешенного использования, адрес.

Использованные в экспертном заключении от 24.09.2014  № 32314 ОЦ объекты-аналоги имеют сходное со спорным земельным участком назначение.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ), который распространяет свое действие и на лиц, осуществляющих производство судебных экспертиз вне государственных судебно-экспертных учреждений

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по делу n А23-3636/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также