Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу n А62-5783/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

04 марта 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула                                                                                                                    Дело № А62-5783/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25.02.2015

Постановление в полном объеме изготовлено 04.03.2015

                                              

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Заикиной Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии в судебном заседании представителя открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах» - Бурлуцкой Л.В. (доверенность от 02.07.2014 № 3328761-/14, паспорт), в отсутствие представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах»  на решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.12.2014 по делу № А62-5783/2014 (судья Печорина В.А.), принятое по заявлению открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах»                 (г. Москва, ОГРН 1027739362474, ИНН 7705042179) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1046758334897, ИНН 6730054754) о признании недействительным предписания от 26.08.2014 № 307/1/130, установил следующее.

Открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах» (далее по тексту также – ОСАО «Ингосстрах», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области (далее по тексту – Управление) о признании недействительным предписания                 № 307/1/130 от 26.08.2014.

Решением Арбитражного суда Смоленской области 16.12.2014 в удовлетворении требований, заявленных обществом, было отказано.

Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт, признав незаконным и отменив Предписание по устранению нарушений требований в области пожарной безопасности № 307/1/130 от 26.08.2014.

В обоснование своей позиции заявитель указал, что оспариваемое предписание является незаконным и неисполнимым ввиду отсутствия конкретных указаний, четких формулировок относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Как отметило общество в апелляционной жалобе, помещение, в котором находится офис ОСАО «Ингосстрах» не относится к производственным помещениям, в нем не складируется какое-либо имущество, следовательно, применение пункта 2 Правил противопожарного режима не соответствует действительности и не подлежит применению.

Также заявитель жалобы указал, что пунктами 2-4 оспариваемого предписания установлено, что места размещения ручных пожарных извещателей не обозначены знаками пожарной безопасности, что ковры и ковровые дорожки на путях эвакуации не прикреплены к полу, что расположение огнетушителей, имеющихся на объекте, не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Данные утверждения, как отметило общество, подтверждаются только сотрудником государственного органа, проводившим проверку, поэтому сам по себе акт проверки при отсутствии доказательств, полученных и зафиксированных в порядке и способами, предусмотренными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ, Кодекс), не может отвечать требованиям Кодекса, а, следовательно, и установленным в нем для доказательств критериям достаточности и достоверности.

Управление возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Рассмотрев доводы жалобы и отзыв на нее, изучив доказательства, представленные в материалы дела, заслушав в судебном заседании представителя общества, суд апелляционной инстанции считает, что она не подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене, по следующим причинам.

Как усматривается из материалов дела, 26.08.2014 года в отношении                          ОСАО «Ингосстрах» по адресу: 214000, г. Смоленск, ул. Студенческая, д.7 (по месту нахождения филиала) Управлением  проведена выездная проверка по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности.

По результатам проверки старшим инспектором отдела надзорной деятельности города Смоленска управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Смоленской области старшим лейтенантом Тарасовым Н.С. выявлены следующие нарушения:                          1. инструкции по пожарной безопасности, разработанные на объекте, не соответствуют установленным требованиям (не приведены в соответствие с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390);                  2. места размещения ручных пожарных извещателей не обозначены знаками пожарной безопасности (нарушен пункт 1 Приложение Ж ГОСТа Р 12.4.026-2001; п. 1.1, Таблица               № 3 пункта 1 Норм пожарной безопасности «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования»); 3. ковры и ковровые дорожки на путях эвакуации не прикреплены к полу (нарушен пункт 39 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390); 4. расположение огнетушителей, имеющихся на объекте, не соответствуют требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (нарушен пункт 6.7 Норм пожарной безопасности «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (утверждены Приказом МВД РФ от 31.12.1997 № 64).

Об устранении выявленных нарушений выдано предписание № 307/1/130 от 26.08.2014 со сроком исполнения 01.03.2015.

Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из вышеприведенной нормы права следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимыми являются два условия: их несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» (далее по тексту также - Закон о пожарной безопасности) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности – национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В статье 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» указаны права и обязанности организаций в области пожарной безопасности.

Согласно части 2 статьи 37 рассматриваемого закона руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (абзац 2 части 2 статьи 37 ФЗ «О пожарной безопасности»).

В силу части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона о пожарной безопасности лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Согласно статье 6.1 Закона о пожарной безопасности к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности (часть 2 статьи 6.1 Закона о пожарной безопасности).

В соответствии со статьей 6 Закона о пожарной безопасности федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Необходимо отметить, что в указанной статье также предусмотрено, что должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в том числе и на выдачу организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу n А62-5194/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также