Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу n А68-7759/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

27 февраля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел. (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А68-7759/2013

 

Резолютивная часть постановления объявлена 24.02.2015

Постановление изготовлено в полном объеме  27.02.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А. судей Рыжовой Е.В. и Капустиной Л.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Феоктистовой Д.О., при участии от заявителя – открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Тула» (ИНН 7107029245, ОГРН 1027100507180) – представителя Наумовой Е.В. (доверенность от 30.12.2014), от ответчика –  управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (ИНН 7106512065, ОГРН 1097154026056) – представителей Черкашиной О.Н. (доверенность от 25.08.2014) и Чернышевой Т.С. (доверенность от 11.02.2015), в отсутствие ответчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ИНН 7705401340, ОГРН 1037101133552) и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ИНН 7706560536, ОГРН 1027700485757), правительства Тульской области (ИНН 7107027505, ОГРН 1037101131033), министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (ИНН 7106503078, ОГРН 1087154003518), администрации муниципального образования город Тула (ИНН 7107030032, ОГРН 1037101133552), «Национального Совета по оценочной деятельности» (ИНН 7703393260, ОГРН 1087799029493), закрытого акционерного общества «фирма «Оценщик» (ИНН 7107039324, ОГРН 1027100974647), некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» (ИНН 7706588852, ОГРН 1057747806918), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 17.11.2014 по делу № А68-7759/2013 (судья Кузьминов А.С.), установил следующее.

Открытое акционерное общество «Газпром газораспределение Тула» (ИНН 7107029245, ОГРН 1027100507180) (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (ИНН 7106512065, ОГРН 1097154026056) (далее – управление Росреестра по Тульской области, ответчик), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ИНН 7705401340, ОРГН 1037101133552) (далее – кадастровая палата), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ИНН 7706560536, ОГРН 1027700485757) (далее – Росреестр), правительства Тульской области (ИНН 7107027505, ОГРН 1037101131033) (далее – правительство Тульской области), министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (ИНН 7106503078, ОРГН 1087154003518) (далее – минимущество), администрации муниципального образования город Тула (ИНН 7107030032; ОРГН 1037101133552) (далее – администрация города Тулы), «Национальный Совет по оценочной деятельности» (ИНН 7703393260, ОРГН 1087799029493) (далее – совет), закрытого акционерного общества «фирма «Оценщик» (ИНН 7107039324, ОГРН 1027100974647) (далее – ЗАО «фирма «Оценщик»), некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» (ИНН 7706588852, ОГРН 1057747806918) (далее – НП СРО «НК специалистов-оценщиков»), с заявлением о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Тульской области (далее – комиссия) от 16.07.2013 № 8 и обязании управления Росреестра по Тульской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в размере 11 100 629 рублей в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15.05.2013 № 259, при этом считать датой внесения кадастровой стоимости 16.07.2013; взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей и расходов на проведение судебной экспертизы в размере 25 000 рублей (с учетом уточнения заявленных требований)  (т. 1,    л. д. 6 – 8; т. 4, л. д. 136 – 137; т. 5, л. д. 14 – 19; т. 6, л. д. 28 – 30).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены кадастровая палата, Национальный совет по оценочной деятельности, минимущество, администрация города Тулы, Росреестр, ЗАО «Фирма «Оценщик», правительство Тульской области, некоммерческое партнерство саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков».

Решением Арбитражного суда Тульской области от 17.11.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Признано незаконным решение комиссии от 16.07.2013 № 8 об отклонении заявления общества о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 71:30:080101:22, как не соответствующее статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998    № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 07.06.2013). Комиссия обязана принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 71:30:080101:22 площадью 8 718 кв. м, категория «земли населенных пунктов», разрешенное использование «территория предприятия», местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентра: Тульская область, г. Тула, Центральный район, п. Менделеевский, проезд Энергетиков, 4, в размере его рыночной стоимости 11 100 629 рублей в соответствии с отчетом об оценке от 15.05.2013 № 259. С управления Росреестра по Тульской области в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей и расходы на проведение судебной экспертизы в размере 25 000 рублей  (т. 6, л. д. 33 – 46).

Не согласившись с принятым судебным актом, управление Росреестра по Тульской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (т. 6, л. д. 78 – 85). В жалобе ответчик просит решение Арбитражного суда Тульской области от 17.11.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование своих доводов выразил несогласие с выводом суда о том, что отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15.05.2013 № 259 является достоверным доказательством по делу. Считает, что суд не дал должной правовой оценке свидетельским показаниям члена саморегулируемой организации оценщиков              Богомолова М.В.

В отзыве истец просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Отмечает, что экспертное заключение  соответствует требованиям законодательства  об оценочной деятельности и содержит достаточную и достоверную информацию о рыночной стоимости спорного участка. Ссылается на то, что экспертом выбраны аналоги объектов оценки и по каждому из них собрана необходимая информация, произведена корректировка цен и расчет корректировок.

Ответчик – кадастровая палата и третьи лица, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.  

            Изучив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для её удовлетворения ввиду следующего.                                                                                            Как следует из материалов дела, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 71:30:080101:22 по адресу: г. Тула, п. Менделеевский, пр. Энергетиков, 4, общей площадью 8718 кв. м, категория «земли населенных пунктов», разрешенное использование «территория предприятия» (т. 1, л. д. 37).

Постановлением правительства Тульской области от 18.12.12 № 715 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории г. Тулы по состоянию на 01.01.2012, в том числе, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 71:30:080101:22, которая составила 19 608 986 рублей 37 копеек (т. 1, л. д. 39).

Приказом Росреестра от 25.07.2012 № П/321 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по

Тульской области и определен ее состав.

В целях определения достоверной величины кадастровой стоимости спорного земельного участка истец обратился к независимому оценщику.

Согласно отчету от 15.05.2013 № 259, выполненному ЗАО «Фирма «Оценщик», рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.12 составила                             11 100 629 рублей (т. 1, л. д. 16-52).

Полагая кадастровую стоимость спорного земельного участка завышенной, общество обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении с заявлением от 18.06.2013 № 19-14-НВ/3086 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 71:30:080101:22 (т. 1, л. д. 15).

Указывая на несоответствие отчета от 15.05.2013 № 259 требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) и Федеральным Стандартам Оценки, комиссией решением от 16.07.2013 № 8 заявление истца отклонено   (т. 1, л. д. 53-55).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Тульской области с настоящим иском.     

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии решения комиссии от 16.07.2013 № 8 законодательству, нарушающим права общества.                                          

            Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области на основании нижеследующего.    

В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности, в редакции от 07.06.2013, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия

принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

В соответствии с пунктом 20 приказа Минэкономразвития России от 04.05.2012                    № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о

результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 № 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» (далее – порядок работы комиссии) в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию

отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная

стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу n А68-8314/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также