Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу n А68-4591/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

27 февраля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

 Дело № А68-4591/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  19.02.2015

Постановление изготовлено в полном объеме  27.02.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Рыжовой Е.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от открытого акционерного общества «Центрсельэлектросетьстрой» – Ахадуллаевой Е.Н. (директор, выписка из протокола от 21.06.2013), Молотковой С.А. (доверенность от 12.01.2015 № 3), от Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области – Мамаева В.А. (доверенность от 03.10.201 № 20-01-21/12195), от администрации муниципального образования город Тула – Синдеева М.М. (доверенность от 31.01.2013 № 7), в отсутствие представителя Правительства Тульской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Центрсельэлектросетьстрой» на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.11.2014 по делу № А68-4591/2014 (судья Большаков Д.В.), установил   следующее.

Открытое акционерное общество «Центрсельэлектросетьстрой» (далее –  заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18.02.2014              № 20-01-21/1834 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 71:30:020501:1337, общей площадью 3119+/-20 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область, г. Тула, Привокзальный р-н, Ханинский проезд, дом 11, литер XXI , из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для эксплуатации автодороги, под объектом недвижимости – автодорогой, протяженностью    305 м (начальная точка – от поворота у здания гаража лит. ГГ1 по Ханинскому проезду д. 11, конечная точка – до автопереезда), кадастровый номер 71-71-01/076/2011-627, принадлежащим на праве собственности ОАО «Центрсельэлектросетьстрой», по цене, равной 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, в собственность    ОАО «Центрсельэлектросетьстрой» по заявке последнего от 22.10.2013 № 01/379; понуждении Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области принять решение (распоряжение) о предоставлении вышеуказанного земельного участка по цене, равной 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, в собственность ОАО «Центрсельэлектросетьстрой» по заявке последнего от 22.10.2013 № 01/379; понуждении Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области направить в  адрес ОАО «Центрсельэлектросетьстрой» договор купли-продажи земельного участка с предложением заключить соответствующий договор на предоставление вышеуказанного земельного участка по цене, равной 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, в собственность ОАО «Центрсельэлектросетьстрой» по заявке последнего от 22.10.2013                    № 01/379.

 К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Тульской области и Администрация муниципального образования город Тула.

Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Открытое акционерное общество «Центрсельэлектросетьстрой» в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Указывает, что судом не исследовался вопрос, когда и где опубликована карта градостроительного зонирования, о порядке приобретения земельным участком статуса общего пользования, порядке утраты такого статуса. Ссылается на отсутствия красных линий в межевом плане, кадастровом паспорте и иных документах, относящихся к спорному земельному участку и принадлежащей ему автодороге. Утверждает, что спорный земельный участок, на котором расположена автодорога, не является участком земель общего пользования, не подлежащим приватизации в смысле, придаваемом в пункте 12 статьи 85 ЗК РФ, поскольку фактически он не занят объектом общего пользования.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, ОАО «Центрсельэлектросетьстрой» на праве собственности принадлежит недвижимое имущество – автодорога, протяженностью             305 м, адрес (местоположение) объекта: Привокзальный район, начальная точка – от поворота у здания гаража лит. ГГ1 по Ханинскому проезду, д. 11, конечная точка – до автопереезда, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.12.2011 серия 71-АГ № 534388 (т. 1, л. д. 65) и выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.10.2013                № 01/003/2013-6549 (т. 1, л. д. 79).

Общество обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением от 22.10.2013 № 01/379 (т. 1, л. д. 54-55) о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:30:020501:1337, площадью 3119+/-20 кв. м, разрешенное использование: автодорога, расположенного по адресу:                      г. Тула, Привокзальный район, Ханинский проезд, д. 11, литер XXI.

Письмом от 20.11.2013 № 20-01-22/14188 (т. 1, л. д. 52-53) общество было проинформировано о том, что в целях установления наличия (отсутствия) прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок, а также расположения земельного участка относительно красной линии Министерством направлены соответствующие запросы в Управление Росреестра по Тульской области и администрацию города Тулы.

В запросе от 20.11.2013 № 20-01-22/14189 (т. 3, л.д. 13) Министерство просило Администрацию города Тулы предоставить фрагмент карты градостроительного зонирования с нанесением границ испрашиваемого земельного участка и указанием прохождения красной линии по Ханинскому проезду в Привокзальном районе города Тулы.

На основании поступивших в Министерство сведений, в том числе фрагмента истребованной карты, содержащихся в письме администрации города Тулы от 20.12.2013 № 15078-к, (т. 3,  л. д. 14-15), Министерство в письме от 18.02.2014 № 20-01-21/1834 (т. 1, л.д. 51), указав на то, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования приватизации не подлежат, сообщило заявителю об отсутствии правовых оснований для предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:30:020501:1337.

Не согласившись с вышеизложенным отказом Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.

В силу пункта 2 статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет на отчуждение в частную собственность земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Пунктами 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования; территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

На основании подпункта «а» пункта 1 части 3 статьи 42, частей 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются частью проекта планировки территории города, который, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).

В соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы обеспечения градостроительной деятельности – организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1); информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) (часть 2); целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства    (часть 3).

Градостроительный план является одним из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.

Решением Тульской городской думы от 25.03.2009 № 65/1406 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Тулы (далее – Правила).

На основании сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Тула (раздел X-8.01.09 «Дежурный план красных линий»), содержащих фрагмент Правил землепользования и застройки в городе Туле на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 71:30:020501:1337, расположенный по адресу:    г. Тула, Ханинский проезд, д. 11, лит. XXI (т. 4, л.д. 21), а также фрагмента карты градостроительного зонирования (т. 3, л.д. 15), явившегося основанием для отказа заявителю в выкупе земельного участка, на основании положений статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации об информационных системах обеспечения градостроительной деятельности и перечне подлежащих включению в эти системы сведений, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том,  что указанные сведения свидетельствуют о расположении спорного земельного участка за пределами красных линий и нахождении его в зоне границы территории общего пользования.

Таким образом, Министерство правомерно отказало обществу в выкупе земельного участка, поскольку в соответствии

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу n А62-2456/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также