Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2009 по делу n А09-6315/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

09 февраля 2009 года

Дело №А09-6315/2008-24

Резолютивная часть постановления объявлена  05 февраля 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  09 февраля 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                                          Тимашковой Е.Н.,

судей                                                                          Еремичевой Н.В., Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гришиным И.В.,

рассмотрев апелляционную жалобу Администрации Выгоничского района Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области 27 октября 2008 года    по делу  №А09-6315/2008-24  (судья Запороженко Р.Е.),  принятое по  заявлению ЗАО «Корпорация ГТ ХХI Век»

к Администрации Выгоничского района Брянской области,

третьи лица: Управление Роснедвижимости по Брянской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата по Брянской области», УФРС по Брянской области,

о признании незаконными действий и обязании предоставить земельный участок в собственность за плату, 

 

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Нужный В.Н. – представитель по доверенности от 21.06.2008,

от ответчика: не явились, уведомлены надлежащим образом,

от третьих лиц: не явились, уведомлены надлежащим образом,

установил:

 

закрытое акционерное общество «Корпорация ГТ ХХI век» (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Администрации Выгоничского муниципального района Брянской области (далее - Администрация, ответчик) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе предоставить в собственность земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 1129300 кв.м с местоположением по адресу: Брянская обл., Выгоничский муниципальный район, поселок Порошино, участок находится в 2 км от ориентира, кадастровый номер 32:03:058 01 01:0001; об обязании предоставить участок в собственность за плату и направить в адрес заявителя для подписания проекта договора купли - продажи земельного участка, с указанием цены и других условий сделки.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Брянской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Брянской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Брянской области.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.10.2008 заявленные требования удовлетворены.

        Не согласившись с данным судебным актом, Администрации Выгоничского района Брянской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

         Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле.

         Руководствуясь ст.156 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что неявка представителей указанных сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие данных лиц. 

Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение представителя Общества, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение не подлежит отмене по следующим основаниям.     

Как усматривается из материалов дела, на основании постановления Администрации от 14.10.2004 №764, договора аренды от 14.10.2004 №101, зарегистрированного органами юстиции (свидетельство о государственной регистрации права серия 32 АВ №004295), Общество арендует земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 1 129 300 кв.м., с местоположением по адресу: Брянская обл., Выгоничский район, поселок Порошино, участок находится в 2 км от ориентира, кадастровый номер 32:03:058 01 01:0001.

25.01.2008 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о передаче вышеуказанного земельного участка в собственность за плату.

Письмом от 22.02.2008 Администрация отказала Обществу в удовлетворении его заявления, сославшись на то, что заявитель не использует спорный земельный участок более трех лет.

30.06.2008 Общество повторно обратилось в Администрацию с аналогичным заявлением и 09.07.2008 получило новый отказ с той же мотивацией. 

Полагая, что отказ Администрации в предоставлении в собственность земельного участка в испрашиваемых границах незаконен и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.2 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

- изъятия земельных участков из оборота;

- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон №101-ФЗ) и соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 10 Федерального закона №101-ФЗ  земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка (п.4 ст.10 данного закона).

В соответствии с абзацем 5 пункта 4 указанной статьи земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 7 Закона Брянской области от 09.06.2006 №40-З «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области» также установлено, что арендуемый земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть приобретен в собственность арендатором по рыночной стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования такого земельного участка.

Решение о предоставлении ранее арендуемого земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в 30-дневный срок со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в администрацию Брянской области или орган местного самоуправления, обладающие в пределах их компетенции правом предоставления соответствующих земельных участков.

Как установлено судом, постановлением администрации Выгоничского района Брянской области от 14.10.2004 №764 ЗАО «Корпорация ГТ XXI век» из земель фонда перераспределения на территории СПК «Нива» и  на территории СПК «Смена» был предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 112,93 га с кадастровым номером 32:03:058 01 01:0001 для организации подсобного сельского хозяйства.

Договор аренды от 14.12.2004 №101 был впоследствии зарегистрирован, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.12.2004.

Таким образом, у Общества имелись все предусмотренные законом основания для обращения в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении указанного земельного участка в собственность.

Земельный кодекс Российской Федерации определяет порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусматривая общий принцип недопустимости отказа в выкупе земельных участков.

В пункте 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи ограничения в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что испрашиваемый заявителем в собственность и находящийся в фактическом целевом пользовании Общества земельный участок сельскохозяйственного назначения изъят из гражданского оборота либо ограничен в обороте, а форма собственности не может быть изменена.

        Довод апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок, расположен на паевых землях и находится в частной собственности граждан, не может быть принят во внимание судом.

        Указом Президента РФ от 27.12.1991 №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» предписывалось включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам сельскохозяйственных предприятий. Местные администрации обязывались организовать продажу земель фонда по конкурсу и передачу их в аренду с правом последующего выкупа.

        Согласно п. 4 ст. 80 Земельного кодекса РФ сведения о наличии земель в фонде перераспределения являются общедоступными.

        Следовательно, при предоставлении спорного земельного участка в аренду Администрация не могла не быть осведомлена о наличии места расположения фонда перераспределения земель, а также о дислокации паевых земель.

        В силу ст.65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершении действий (бездействия), возлагается на соответствующие органы или должностное лицо.

        С учетом сказанного, ссылаясь на техническую ошибку в постановлении №764 и договоре №101, а также на то, что спорный земельный участок расположен на паевых землях СПК «Нива», что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции земельный участок принадлежал гр. Мачехиной В.Н., а в настоящее время принадлежит гр. Селькиной И.В., именно Администрация должна была доказать указанные ею обстоятельства. 

Между тем,  материалы дела не содержат доказательств, позволивших бы суду прийти к выводу о том, что земельный участок, предоставленный Обществу в аренду, был выделен не из земель фонда перераспределения. 

Также суду не представлено доказательств принадлежности спорного земельного участка СПК «Нива» или СПК «Семена», а также гр. Мачехиной В.Н., гр. Селькиной И.В.

         В установленном законом порядке договор аренды не признан заинтересованными лицами недействительным.

         В этой связи, суд первой инстанции правомерно отклонил ходатайство ответчика о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц гр.гр. Мачехиной В.Н. и Селькиной И.В.

         Также не может быть принят во внимание апелляционным судом довод жалобы о том, что спорный земельный участок не используется Обществом более трех лет.

         В соответствии с п.1 и 2 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

        При осуществлении муниципального контроля за использованием земель был составлен акт проверки использования земельного участка от 04.06.2008 №2, из которого следует, что арендатором не организовано подсобное сельское хозяйство и не используются более трех лет земли сельскохозяйственного назначения.

        Согласно письму Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20.07.2005 №ММ/0644 «О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля» на основании материалов проверок соблюдения земельного законодательства государственным инспектором выносятся решения о виновности или невиновности лиц в совершении административного правонарушения

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2009 по делу n А09-6934/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также