Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2015 по делу n А09-10996/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

24 февраля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула

Дело № А09-10996/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  19.02.2015

Постановление изготовлено в полном объеме 24.02.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Тимашковой Е.Н., судей Рыжовой Е.В. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., при участии от заявителя – управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1093254008858, ИНН 3250512568) – Копичевой И.В. (доверенность от 12.01.2015) и от заинтересованного лица – управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) – Боборыкина Ю.В. (доверенность от 09.02.2015), рассмотрев в судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 28.11.2014 по делу № А09-10996/2014 (судья Халепо В.В.), установил следующее.

Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (далее – заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее – ответчик, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в государственной регистрации от 04.07.2014                                № 01/025/2014-005 и обязании устранить допущенные нарушения путем осуществления действий по государственной регистрации прекращения права собственности муниципального образования «город Брянск» на земельный участок, расположенный по адресу Брянская область, г. Брянск, Фокинский район, микрорайон № 2, кадастровый номер 32:28:0042403:53.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 28.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на нарушение судом норм процессуального права.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права 32 АГ № 163920 за муниципальным образованием город Брянск зарегистрировано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Брянская область, г. Брянск, Фокинский район, микрорайон № 2, кадастровый номер 32:28:0042403:53 (запись регистрации 32-32- 01/050/2006-299).

Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации 21.02.2014 обратилось в управление Росреестра по Брянской области с заявлением о прекращении права собственности муниципального образования город Брянск» на вышеуказанный земельный участок.

Решением от 04.07.2014 № 01/025/2014-005 регистрирующий орган отказал заявителю в государственной регистрации прекращения прав собственности в связи с непредставлением документов, подтверждающих прекращение права собственности муниципального образования город Брянск на земельный участок.

Полагая, что отказ в государственной регистрации прекращения права собственности не соответствует закону, управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявления управления, суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого ненормативного акта закону и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.

С таким выводом суда апелляционная инстанция согласна по следующим основаниям.

В силу пункта 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пункта 5 статьи 2, пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997                         № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ) заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Статьей 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 16 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

Согласно пункту 2 статьи 16, пункту 1 статьи 18 Закона № 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения; документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено законом, вид права.

В соответствии с абзацами 9, 10 пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Как усматривается из материалов дела, основанием для отказа в государственной регистрации прекращения права собственности муниципального образования город Брянск на спорный земельный участок явилось непредставление заявителем документов, необходимых для государственной регистрации прав (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ), а именно документов подтверждающих прекращение права собственности муниципального образования город Брянск.

           В соответствии с пунктом 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

          Согласно частям 2, 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ                          «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон                      № 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

           В силу части 4 статьи 16 Закона № 189-ФЗ формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

           В соответствии с частью 5 статьи 16 Закона № 189-ФЗ с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

           Таким образом, право на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, возникает в силу прямого указания закона вне зависимости от государственной регистрации права долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме при условии формирования земельного участка именно для использования многоквартирного дома и проведения его государственного кадастрового учета.

           В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

           Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 указанного Кодекса.

           Пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

           В соответствии с частью 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

5) иные показатели.

           Согласно пункту 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

           Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 № 991 утверждены Правила землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск (далее – Правила).

           Статьей 26 Правил установлены предельные параметры градостроительных изменений недвижимости для зоны Ж1 (зона многоквартирных многоэтажных жилых домов (от 4 этажей и выше).

            Как следует из материалов дела, постановлением Брянской городской администрации от 17.02.2004 № 558-п спорный земельный участок был предоставлен муниципальному унитарному предприятию «Брянскгорстройзаказчик» в аренду для строительства 12-этажного жилого дома в микрорайоне № 2 Фокинского района.

           Между Брянской городской администрацией и МУП «Брянскгорстройзаказчик» 10.03.2004 заключен договор № 28058 аренды земельного участка с кадастровым номером 32:28:0042403:53, в соответствии с которым спорный земельный участок относится к категории земель поселений и предоставлен для строительства 12-этажного

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2015 по делу n А54-5257/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также