Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 по делу n А09-6045/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)19 февраля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула Дело № А09-6045/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2015 Постановление изготовлено в полном объеме 19.02.2015 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Рыжовой Е.В. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., в отсутствие представителей истца – Пантюшиной Евы Евгеньевны (г. Брянск), ответчиков – управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Брянской области (г. Брянск), третьих лиц – правительства Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525) и администрации города Брянска (г. Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909), извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Пантюшиной Евы Евгеньевны к управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером 32:28:0041510:25, категория земель: земли населенных пунктов для использования проходной, склада (сборно-разборный), гаража и административного здания, общей площадью 2746 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, проезд Московский, 6 А, равной его рыночной стоимости.), установил следующее. Пантюшина Ева Евгеньевна (далее – истец) обратилась Арбитражный суд Брянской области с иском к управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области (далее – управление) и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области (далее – кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером 32:28:0041510:25, категория земель: земли населенных пунктов для использования проходной, склада (сборно-разборный), гаража и административного здания, общей площадью 2746 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, проезд Московский, 6 А, равной его рыночной стоимости в соответствии с заключением эксперта. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено правительство Брянской области. В ходе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство об уточнении исковых требований в соответствии с результатами заключения эксперта ООО «Брянский городской «Центр оценки и консалтинга» от 27.08.2014 и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0041510:25, категория земель: земли населенных пунктов для использования проходной, склада (сборно-разборный), гаража и административного здания, общей площадью 2746 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, проезд Московский, 6 А, равной его рыночной стоимости в размере 1 000 000 рублей. Решением Арбитражного суда Брянской области от 21.10.2014 уточненные исковые требования удовлетворены. Не согласившись с принятым судебным актом, правительство обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на то, что рыночная стоимость земельного участка, определенная в заключении эксперта ООО «Брянский городской «Центр оценки и консалтинга», установлена неверно. Кроме того, в апелляционной жалобе правительства содержится довод о не привлечении к участию в деле в качестве третьего лица администрации г. Брянска при том, что земельный налог поступает в доход местного бюджета, а значит, мнение муниципального образования, напрямую заинтересованного в величине кадастровой стоимости оспариваемого земельного участка, не выяснено. Судом установлено, что определением Арбитражного суда Тульской области от 10.07.2014 о приостановлении производства по делу по ходатайству истца к участию в деле привлечены департамент финансов Брянской области и Брянская городская администрация (т. 1, л. 36 – 37). Согласно части 1 статьи 50 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступить в дело лишь до принятия судом первой инстанции судебного акта по результатам разрешения спора. Часть 3 статьи 50 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет правовые последствия вступления третьего лица в дело уже после начала судебного разбирательства. В этих случаях рассмотрение дела производится с самого начала, что фактически означает необходимость соблюдения судом последовательности совершения процессуальных действий при проведении судебного заседания. Рассмотрение дела с самого начала означает то, что арбитражный суд в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, должен известить всех лиц, участвующих в деле о вступлении в дело третьего лица и сообщить время и место судебного заседания; истребовать у сторон необходимые для разрешения дела доказательства; разрешить в порядке, установленном статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайства о приобщении доказательств, поступивших от лиц, участвующих в деле, обеспечить в случае приобщения к материалам дела доказательств их раскрытие, как это предусмотрено частью 3 статьи 65 этого же Кодекса. Данная норма направлена на обеспечение привлеченному третьему лицу реальной возможности использования всех процессуальных прав, которыми наделены стороны в соответствии со статьей 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем, как усматривается из материалов дела, после возобновления производства по делу (определение от 08.09.2014) суд первой инстанции продолжил рассмотрение дела в отсутствие представителей департамента финансов Брянской области и Брянской городской администрации. Доказательств извещения указанных лиц о времени и месте слушания дела материалы дела не содержат. Определением от 19.01.2015 Двадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Администрация города Брянска привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора. Основания для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица департамента финансов Брянской области отсутствуют, поскольку обжалуемое решение суда не затрагивает его права и интересы. Изучив материалы дела, оценив доводы искового заявления, суд апелляционной инстанции установил следующее. Как следует из материалов дела, Пантюшиной Е.Е. на праве общей долевой собственности (от сособственников данного земельного участка (доли в праве 1/6 и 2/3 соответственно) в деле имеется заявление (т. 1, л. 38) принадлежит 1/6 доля в праве на земельный участок с кадастровым номером 32:28:0041510:25, категории земель: земли населенных пунктов для использования проходной, склада (сборно-разборный), гаража и административного здания, общей площадью 2 746 кв. м., расположенный по адресу: г. Брянск, проезд Московский, 6 А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 32-АЖ №185772, выданным 08.10.2012. Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения. В соответствии с указанным постановлением в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о новом значении кадастровой стоимости спорного земельного участка. Согласно кадастровой выписке о земельном участке, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0041510:25, общей площадью 2 746 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, проезд Московский, 6 А, составляет 4 563 653 рубля 89 копеек. Полагая, что кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка завышен, истец обратился в арбитражный суд с иском. Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. В соответствии с Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 изложена правовая позиция, согласно которой законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются. Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ) предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Поскольку различие между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заключается в различных методах оценки (при определении кадастровой стоимости используется метод массовой оценки, при определении рыночной стоимости – метод индивидуальной оценки), принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости») (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11). Определением Арбитражного суда Брянской области от 10.07.2014 по ходатайству истца судом по делу назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012, проведение которой было поручено эксперту ООО «Брянский городской «Центр оценки и консалтинга» Аршинову Ивану Евгеньевичу. На разрешение эксперта поставлен вопрос об определении рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012. Согласно заключению эксперта ООО «Брянский городской «Центр оценки и консалтинга» от 27.08.2014 по состоянию 01.01.2012 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0041510:25, общей площадью 2746 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, проезд Московский, 6 А, составляет 1 000 000 рублей. Таким образом, экспертное заключение свидетельствует о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка действительно существенно отличается от определенной экспертом рыночной стоимости этого земельного участка. В силу статьи 12 Закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 по делу n А09-10994/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|