Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по делу n А09-5942/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

17 февраля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                     Дело   №  А09-5942/2014 

Резолютивная часть  постановления объявлена 11.02.2015

Постановление изготовлено в полном объеме 17.02.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от истца – Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909)  – Введенской И.А. (доверенность от  22.12.2014), от ответчика – индивидуального предпринимателя Скляра Олега Валерьевича (г. Брянск, ОГРН 312325634200190,                 ИНН 323401333469) – Корякиной Н.Ю. (доверенность от 29.09.2014), в отсутствие представителей третьего лица – Управления имущественных отношений Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1053244057085, ИНН 3250059309), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Скляра Олега Валерьевича                на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.11.2014 по делу № А09-5942/2014 (судья Земченкова Г.В.), установил следующее.

 Брянская городская администрация (далее по тексту – истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением                                     к индивидуальному предпринимателю Скляру Олегу Валерьевичу (далее по тексту – предприниматель, ответчик) о демонтаже нестационарного объекта – торгового киоска, расположенного в Советском районе города Брянска по ул. Крахмалева, о/д 33, в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу, в случае неисполнения решения суда в установленный срок предоставить право истцу демонтировать указанный нестационарный объект с последующим взысканием расходов с ответчика.          К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление имущественных отношений Брянской области.       

Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.11.2014 исковые требования  удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что ответчиком не представлены доказательства наличия у общества прав на использование спорного земельного участка для размещения торгового киоска по адресу: г. Брянск, ул. Крахмалева, около д. 33.

В апелляционной жалобе ИП Скляр О.В. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению апеллянта, судом первой инстанции необоснованно оставлено без удовлетворения ходатайство предпринимателя об отложении судебного заседания. Полагает, что постановления Брянской городской администрации от 12.02.2014 № 302-п и от 04.04.2014 № 815-п подлежат признании недействительными. Ссылается на незаконность отклонения судом первой инстанции ходатайств о вывозе дизайнера и о проведении экспертизы.

В отзыве на апелляционную жалобу Брянская городская администрация, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные  выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Управление имущественных отношений Брянской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, по результатам проведенного Брянской городской администрацией конкурса, победителем на право размещения нестационарного торгового места по ул. Крахмалева, г. Брянска около д. 33 признан ИП Скляр Олег Валерьевич.  

На основании протокола заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Брянска                     от 31.03.2013 № 8 Скляру О.В выдан паспорт временного объекта от 27.06.2013                                № С-0068/13 на размещение по вышеуказанному адресу специализированного автоприцепа.

Специалистами отдела муниципального контроля Брянской городской администрации 23.01.2014 в ходе визуального осмотра выявлено, что вид установленного нестационарного торгового объекта не соответствует виду, заявленному в конкурсе по предоставлению права размещения нестационарного торгового объекта и выданному паспорту временного объекта от 27.06.2013 № С-0068/13; торговый киоск  установлен                  с нарушением нормативных расстояний от охранных зон водопровода и воздушной линии электропередач, о чем составлен акт выездной комиссионной проверки от 23.01.2014.

Постановлением Брянской городской администрации от 12.02.2014 № 302-П приостановлено действие паспорта временного объекта от 27.016.2013 № С-0068/13.

Постановлением Брянской городской администрации от 03.04.2014 № 815-п                  на основании письма отдела муниципального контроля Брянской городской  администрации от 13.03.2014 № 539-и о невыполнении владельцем нестационарного торгового объекта требований по устранению допущенных нарушений, действие паспорта временного объекта  от 27.06.2013 № С-0068/13, выданного Скляру О.В., прекращено.

Специалистами отдела муниципального контроля Брянской городской администрации 14.04.2014 произведено обследование земельного участка, расположенного по ул. Крахмалева около дома 33 в Советском районе города Брянска,                в ходе которого установлен факт нахождения на нем торгового объекта, принадлежащего предпринимателю.  

Полагая, что ответчиком нарушены требования Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 № 803, Брянская городская администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом на обращение в суд за защитой обладает лицо, чьи права и законные интересы нарушены. 

Одной из основных задач судопроизводства в арбитражных судах в силу               статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае его самовольного занятия. В силу подпункта 4 пункта 2           данной статьи действия, нарушающие права на землю граждан или юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

В силу пунктов 2, 3 статьи 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Статья 305 ГК РФ  закрепляет право лица, хотя и не являющегося собственником, но владеющего имуществом по предусмотренному законом или договором основанию, требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

На основании пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003                           № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

С учетом приведенных нормативных положений судом первой инстанции сделано обоснованное заключение о том, что Брянская городская администрация, как орган местного самоуправления в границах муниципального образования города Брянска, осуществляет контроль за возведением недвижимых и движимых объектов (в том числе, нестационарных торговых объектов) и соблюдением порядка размещения данных объектов независимо от форм собственности и целевого назначения земель и в рамках предоставленных полномочий не лишена права на обращение с исками о сносе временных сооружений при наличии к тому фактических и правовых оснований.

Следовательно, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за возведением движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет администрация, как орган местного самоуправления.

С учетом изложенного и  положений пункта 2 статьи 215, пункта 2                            статьи 125 ГК РФ, пункта  3 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ, а также подпункта 15 пункта 1 статьи 9 устава города Брянска, суд первой инстанции справедливо указал, что администрация вправе осуществлять все полномочия собственника муниципального имущества, не запрещенные  законом, в том числе осуществлять снос объектов.

Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статья 10 Закона № 381-ФЗ).

В силу части 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 № 803 (далее по тексту – Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов), размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется на конкурсной основе в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утверждаемой Брянским городским Советом народных депутатов.         Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска утверждена решением Брянского городского Совета народных депутатов                       от 25.04.2012 № 781.

Решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 № 803 и решение Брянского городского Совета народных депутатов от 25.04.2012 № 781  являются муниципальными правовыми актами, которые в силу действующего законодательства подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Пунктами 4.3 и 4.4 Положения о  порядке размещении нестационарных торговых объектов на территории установлено, что владелец нестационарного торгового объекта осуществляет его эксплуатацию на основании паспорта временного объекта. Владелец нестационарного торгового объекта на протяжении всего срока эксплуатации нестационарного торгового объекта обязан эксплуатировать нестационарный торговый объект в соответствии с паспортом временного объекта и заявленными на конкурсе условиями.

Судом установлено, что в настоящее время  действие паспорта  временного объекта  от 27.06.2013 № С-0068/13 прекращено постановлением  Брянской городской администрации от 03.04.2014 № 815-п «О прекращении действия паспорта  временного объекта от 27.06.2013 № С-0068/13, выданного Скляру О.В. (адресный ориентир: Советский район, ул.  Крахмалева, около дома № 33; наименование  объекта: специализированный автоприцеп)».

Факт нахождения и эксплуатации торгового киоска, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Скляру О. В., по указанному адресу подтверждается материалами дела, в том числе актом обследования земельного участка в Советском  районе города Брянска от 23.01.2014.

Таким образом, по состоянию на 14.04.2014 предприниматель самовольно, без наличия законных оснований эксплуатировал торговый киоск, расположенный на земельном участке по ул. Крахмалева около дома 33 в Советском районе города Брянска. 

В соответствии со статьей 65 Арбитражного

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по делу n А54-3389/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также