Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу n А09-68/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)12 февраля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел. (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А09-68/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 10.02.2015 Постановление изготовлено в полном объеме 12.02.2015 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Тимашковой Е.Н. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никишкиной И.Ю., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 22.08.2014 по делу № А09-68/2014 (судья Земченкова Г.В.), установил следующее. Индивидуальный предприниматель Горохов Олег Викторович (далее – истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») в лице филиала по Брянской области, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее – управление Росреестра по Брянской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка 32:02:150217:7, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственной базой, общей площадью 11 472 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, пос. Свень-транспортная, ул. Зеленый Бор, д. 29, равной рыночной стоимости в размере 1 946 000 рублей (с учетом уточнения требований, т. 2, л. д. 30). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены субъект РФ «Брянская область» в лице правительства Брянской области, муниципальное образование «Брянский муниципальный район» в лице администрации Брянского района, департамент финансов Брянской области. Решением Арбитражного суда Брянской области от 22.08.2014 исковые требования удовлетворены Не согласившись с принятым судебным актом третье лицо – правительство Брянской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Правительство Брянской области в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просило его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование своих доводов третье лицо ссылалось на то, что постановление администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112, которым утверждена кадастровая стоимость в установленном порядке не обжаловалось и не признано незаконным. Ссылается на то, что довод истца о завышении кадастровой стоимости не подтвержден отчетами об оценке по определению кадастровой стоимости и обращаясь в суд, истец не обосновал свои исковые требования. Отмечает, что заключение эксперта не является надлежащим доказательством по делу, поскольку выбранные экспертом земельные участки в качестве аналогов значительно отличаются по площади, цене, периоду оценки (экспертом указаны цены 2009 года, в то время как кадастровая оценка производилась в 2011 году), расположению, наличию (отсутствию) коммуникаций. Обращает внимание на допущенные экспертом арифметические и технические ошибки. В связи с этим считает необоснованным отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о назначении по делу повторной судебной экспертизы. В отзыве истец просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Отмечает, что экспертное заключение соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и содержит достаточную и достоверную информацию о рыночной стоимости спорного участка по состоянию на 01.01.2010. Ссылается на то, что экспертом даны подробные ответы на поставленные правительством вопросы, а допущенные описки и арифметические ошибки устранены; в целях определения стоимости участков методом сравнения продаж выбраны аналоги объектов оценки и по каждому из них собрана необходимая информация, произведена корректировка цен и расчет корректировок. Ввиду этого считает, что основания для назначения повторной экспертизы отсутствуют. Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили. В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ. Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение подлежит изменению. Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 32:02:150217:7, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственной базой, общей площадью 11 472 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Брянский район, пос. Свень-транспортная, ул. Зеленый Бор, д. 29 (т. 1, л. д. 11). Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости, составила 6 446 002 рубля 08 копеек (т. 1, л. д. 9). Ссылаясь на то, что рыночная стоимость земельного участка значительно ниже определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости его кадастровой стоимости, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив полученное в рамках рассмотрения спора заключение эксперта (с учетом представленного к нему дополнения) по правилам статей 71, 86 АПК РФ, и руководствуясь пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статьями 12, 13 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), пришел к выводу о том, что в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере, соответствующем его рыночной стоимости. В удовлетворении ходатайства о проведении повторной экспертизы судом отказано, со ссылкой на отсутствие противоречий в выводах эксперта и сомнений в результатах экспертизы. В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Согласно Федеральному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее – Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее – Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков. Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации. В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назначена экспертиза. В связи с этим довод правительства о том, что постановление, утвердившее кадастровую стоимость, не признано незаконным, не имеет правового значения. Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости»). Как установлено судом, кадастровая оценка спорного участка определена по состоянию на 01.01.2010, ее результаты утверждены постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112. Определением суда от 23.04.2014 по ходатайству истца по делу была назначена судебная экспертиза по установлению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010, проведение которой поручено ООО «Ко-Инвест Брянск» (т. 1, л. д. 108-111). В соответствии с заключением эксперта (т. 1, л. д. 128-137) рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составила 2 181 200 рублей. В дополнениях к заключению от 18.08.2014 № 14-09Э экспертом пересчитана кадастровая стоимость земельного участка со ссылкой на допущенные им технические и арифметические ошибки (т. 2, л. д. 126-145), в результате чего рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:150217:7, составила 1 946 000 рублей. Оценив экспертное заключение ООО «Ко-Инвест Брянск» от 22.05.2014, с учетом представленных письменных пояснений эксперта (т. 2, л. д. 13-14) и дополнения к заключению № 14-09Э (т. 2, л. д. 126-145), суд первой инстанции противоречий в выводах эксперта (с учетом дополнения к экспертному заключению) и сомнений в их обоснованности не усмотрел и посчитал заключение эксперта соответствующим требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. Заявленное правительством ходатайство о проведении повторной экспертизы (т. 2, л. д. 31-37) было оставлено без удовлетворения (т. 2, л. д. 155-157). Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда об отсутствии оснований для назначения повторной экспертизы и определением от 28.11.2014 (т. 3, л. д. 55-60) удовлетворил заявленное правительством Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу n А23-2301/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|