Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 по делу n А09-10874/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

28 января 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула

Дело № А09-10874/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2015

Постановление изготовлено в полном объеме 28.01.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии                   от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Новозыбковский кожевенный завод» (Брянская область, г. Новозыбков, ОГРН 1023201535961, ИНН 3204004746) – Артамоновой Е.В. – директора (приказ от 31.12.2010 № 1), Артамонова О.А. (доверенность от 20.05.2014), Романова Р.П. (доверенность от 23.04.2014), от ответчика –Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Брянской области (Брянская область, г. Клинцы, ОГРН 1043216508500, ИНН 3203007889) – Левицкой С.В. (доверенность от 12.01.2015 № 02/01/000026), от третьего лица – Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области (г. Брянск) – Терешок М.П. (доверенность от 28.07.2014 № 40), в отсутствие представителей Правительства Брянской области (г. Брянск,  ОГРН 1023202741187,  ИНН 3201002525), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи,  апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Брянской области и Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области                     от 06.11.2014 по делу № А09-10874/2014 (судья Халепо В.В.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Новозыбковский кожевенный завод» (далее по тексту – ООО «Новозыбковский кожевенный завод», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным  решения  Межрайонной инспекции  Федеральной налоговой службы № 1 по Брянской  области (далее по тексту – ответчик, инспекция, налоговый орган)                  от 30.06.2014 № 5107 о привлечении  к  ответственности  за  совершение  налогового правонарушения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные   требования относительно предмета спора, привлечены:  Управление ФНС России по Брянской области и Правительство Брянской области. 

Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.11.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что постановление администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов», опубликованное 10.01.2013, с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации в части применения его положений для целей налогообложения вступает в силу и подлежит применению только с 01.01.2014. Кроме того, данное постановление  ухудшает положение налогоплательщиков, поскольку кадастровая стоимость земель, являющаяся налоговой базой для исчисления земельного налога, в связи с принятием данного постановления увеличилась, а следовательно, постановление 30.11.2012 № 1112 не имеет обратной силы и не может распространять свое действия на отношения, связанные с исчислением и уплатой земельного налога за 2013 год.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 1 по Брянской области просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В подтверждение своей позиции ссылается на то, что постановление администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 не оспорено и                не отменено в судебном порядке.

Считая необоснованным принятое по настоящему делу решение суда от 06.11.2014,  Правительство Брянкой области также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, как незаконный и необоснованный, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.                                        В обоснование своей позиции со ссылкой на определения Верховного суда Российской Федерации от 12.03.2014 № 81-АПГ14-2, от 29.08.2007 № 39-ГО7-5, от 11.07.2007                      № 57-ГО7-6 указывает, что постановление администрации от 30.11.2012 № 1112                           не является актом налогового законодательства, а является актом земельного законодательства, принятым исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях реализации полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а следовательно, вступает в силу в дату, в нем указанную, а именно с 01.01.2013.     

В отзывах на апелляционные жалобы Межрайонная ИФНС России № 1 по Брянской области и УФНС России по Брянской области, поддерживая доводы жалобы, просят решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. 

В отзыве на апелляционные жалобы, ООО «Новозыбковский кожевенный завод», опровергая доводы жалоб, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела,  17.01.2014 ООО «Новозыбковский кожевенный завод» представило в Межрайонную ИФНС № 1 по Брянской области налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год.

Размер земельного налога (72 423 рублей) исчислен налогоплательщиком исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной в соответствии с постановлением администрации Брянской области от 20.01.2003 № 30 (в редакции                     от 17.08.2007, с изменениями от 28.11.2008 и 30.12.2009) «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений», а именно                              равной 4 828 175 рублей.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации.

Выявленные налоговым органом в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте камеральной налоговой проверки от 30.04.2014 № 23207. 

По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных обществом  возражений Межрайонная ИФНС России № 1 по Брянской области приняла решение                  от 30.06.2014 № 5107 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату земельного налога, в виде штрафа в сумме 896 рублей.

Кроме того, ООО «Новозыбковский кожевенный завод» доначислен земельный налог в сумме 179 196 рублей, а также начислены пени за несвоевременную его уплату                     в сумме 14 155 рублей 29 копеек.

В обоснование принятого решения инспекция сослалась на то, что налоговая база по земельному налогу за 2013 год должна была определяться обществом на основании постановления администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112  «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов», то есть составлять 16 774 628 рублей.

На основании статей 101, 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области с апелляционной жалобой на решение Инспекции.

Решением управления от 28.08.2014 оспариваемое решение оставлено без изменения.

Полагая, что решение налогового органа не соответствует закону, нарушает права и законные интересы налогоплательщика, ООО «Новозыбковский кожевенный завод» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации                         от 30.01.2001 № 2-П законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (пункт 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации). По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие. Указанное конституционное положение требует от законодателя определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем, чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении                         от 03.02.2010 № 165-О-О, постановлении от 02.07.2013 № 17-П конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, – в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.

Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.

Следовательно, нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства,  в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу абзаца 2 пункта 1 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации  от 02.07.2013 № 17-П выявленный в этом постановлении конституционно-правовой смысл указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

На территории Брянской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.

Данное постановление опубликовано в информационном бюллетене «Официальная Брянщина» от 10.01.2013 № 1, то есть после первого числа налогового периода 2013 года по земельному налогу.

С учетом этого и положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно заключил, что постановление администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 в части применения его положений для целей налогообложения вступает в силу и подлежит применению только с 01.01.2014.

При этом судом первой инстанции также справедливо учтено, что постановление администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 по делу n А09-3768/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также