Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу n А54-819/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

27 января 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула

Дело № А54-819/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2015

Постановление изготовлено в полном объеме  27.01.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., в отсутствие истца – Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209016831,                            ИНН 6234008239), ответчиков – закрытого акционерного общества «Торговля и Сервис» (Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны, ОГРН 1026200958497, ИНН 6231006603), кредитного потребительского кооператива граждан «Региональные инвестиции» (Республика Башкортостан, г. Уфа), муниципального унитарного предприятия города Рязани «Эколозащита» (г. Рязань), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу кредитного потребительского кооператива граждан «Региональные инвестиции» на решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.10.2014 по делу № А54-819/2014 (судья Картошкина Е.А.), установил следующее.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Рязанской области (далее – истец, Управление Росприроднадзора по Рязанской области, управление) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Торговля и Сервис» (далее – ответчик,                           ЗАО «Торговля и Сервис») о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за  4 квартал 2011 года, 1 – 4 кварталы 2012 года, 1,2 кварталы 2013 года в сумме                         183 022 рублей 37 копеек.

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 11.07.2014 к участию в деле в качестве соответчика привлечен кредитный потребительский кооператив граждан «Региональные инвестиции» (далее – кооператив).

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 12.08.2014 привлечено к участию в деле в качестве соответчика муниципальное унитарное предприятие «Эколозащита» (далее – МУП «Эколозащита»).

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования к каждому из ответчиков, согласно которым просит суд:

- взыскать с ЗАО «Торговля и сервис» плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 1 776 рублей 81 копейка, в том числе: в доход федерального бюджета Российской Федерации – 355 рублей 36 копеек; в доход бюджета Рязанской области – 710 рублей 72 копейки; в доход бюджета Рязанского муниципального района – 710 рублей 73 копейки;

- взыскать с МУП «Эколозащита» плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 1 680 рублей 70 копеек, в том числе: в доход федерального бюджета Российской Федерации – 336 рублей 14 копеек; в доход бюджета Рязанской области –                672 рублей 28 копеек; в доход бюджета города Рязани – 672 рублей 28 копеек;

- взыскать с кредитного потребительского кооператива граждан «Региональные инвестиции» плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме                              174 235 рублей 34 копейки, в том числе: в доход федерального бюджета Российской Федерации – 34 847 рублей 07 копеек; в доход бюджета Рязанской области –                              69 694 рублей 14 копеек; в доход бюджета города Рязани – 69 694 рублей 13 копеек.

Указанное уточнение принято судом к рассмотрению.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 17.10.2014 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован доказанностью того обстоятельства, что ответчики в спорный период оказывали негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем обязаны уплатить установленную плату за такое воздействие в полном объеме.

Кооператив, не согласившись с указанным решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к кредитному потребительскому кооперативу граждан «Региональные инвестиции».

В обоснование своей позиции заявитель апелляционной жалобы указывает, что            согласно договору от 01.01.2006 № 1011/1, заключенным между ЗАО «Торговля и Сервис» и кооперативом, право собственности на отходы ЗАО «Торговля и Сервис» не переходит к кооперативу, в связи с чем к названному договору применяются нормы главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации о хранении.

Также кооператив поясняет, что договоров и сделок по переходу права собственности на отходы ЗАО «Торговля и Сервис» между ним и обществом заключено не было, следовательно, ЗАО «Торговля и Сервис», являясь собственником отходов, обязано самостоятельно и за свой счет вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что ЗАО «Торговля и Сервис» ежеквартально представляло в управление расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и осуществляло соответствующие выплаты.

Кооператив обращает внимание на позицию Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, изложенную в письме от 03.06.2013 № ВК-06-01-36/7676, согласно которой обязательство по плате за размещение отходов возникает у образователя отходов, а не у специализированных организаций, осуществляющих изоляцию таких отходов и непосредственно отказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Истец, МУП «Эколозащита» и ЗАО «Торговля и Сервис» отзывов на апелляционную жалобу не представили.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, кредитный потребительский кооператив граждан «Региональные инвестиции» и муниципальное унитарное предприятие города Рязани «Эколозащита» являются организациями, оказывающими услуги по принятию и размещению отходов производства и потребления.

Указанная деятельность осуществляется ответчиками на основании лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности от 27.07.2012 сер. 062 №00074, ранее действовала лицензия от 17.10.2008                 № ОТ-03-003286 (62), лицензии на осуществление деятельности по сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности от 29.09.2010 № ОП-03-003906 (62).

Между ЗАО «Торговля и Сервис» (Заказчик) и кредитным потребительским кооперативом граждан «Региональные инвестиции» (Исполнитель) 01.01.2006 заключен договор на размещение отходов № 1011/1, по условиям которого Исполнитель обязуется принять и разместить отходы Заказчика в порядке и на условиях, установленных договором, а Заказчик обязуется оплатить работы и услуги Исполнителя.

Между ЗАО «Торговля и Сервис» (Заказчик) и муниципальным унитарным предприятие города Рязани «Эколозащита» (Исполнитель) 23.03.2011 и 05.07.2012 заключены договоры № 56 и № 118 оказания услуг, предметом которого является деятельность Исполнителя по размещению отходов 2.3.4 класса опасности, принадлежащих Заказчику на санкционированной свалке промышленных отходов города Рязани.

ЗАО «Торговля и Сервис» представило в Управление Росприроднадзора по Рязанской области расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 4 квартала 2011 года по 2 квартал 2013 года, согласно которым размер платы за выбросы от стационарного объекта составил в общей сумме 1 756 рублей 99 копеек, за выбросы от передвижного объекта – 19 рублей 82 копейки.

Истец 06.12.2013 направил в адрес ответчика требование в тридцатидневный срок погасить образовавшуюся задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Поскольку данное требование оставлено ответчиком без ответа и удовлетворения, а также полагая, что кредитный потребительский кооператив граждан «Региональные инвестиции» и муниципальное унитарное предприятие города Рязани «Эколозащита», как специализированные организации, являются плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду, которую ответчики в добровольном порядке не вносили, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор  по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункты 1 и 2 статьи 16 Закона                № 7-ФЗ).

В статье 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» также установлено, что за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, действие которого, согласно пункту 1, распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 утверждены формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 установлены сроки уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.02.2011 № 103 «О наделении полномочиями администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов», Управление Росприроднадзора по Рязанской области наделено полномочиями администратора доходов – плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Из материалов дела усматривается, что ЗАО «Торговля и Сервис» представляло в Управление Росприроднадзора по Рязанской области расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, связанные с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижным и стационарным объектами, за период с 4 квартала 2011 года по 2 квартал 2013 года, в которых самостоятельно определило размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за данный периоды, а именно размер платы за выбросы от стационарного объекта составил в общей сумме                               1 756 рублей 99 копеек, за выбросы от передвижного объекта – 19 рублей 82 копейки.

Поскольку ЗАО «Торговля и Сервис» не оспорило наличие задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в указанном размере, возражений против заявленного управлением требования не представило, суд первой инстанции справедливо удовлетворил исковые требования в части взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 1 776 рублей 81 копейка за период с 4 квартала 2011 года по 2 квартал 2013 года.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002                    № 284-О указано, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу n А09-9184/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также