Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2015 по делу n А68-779/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

26 января 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                          Дело № А68-779/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2015

Постановление изготовлено в полном объеме  26.01.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Волковой Ю.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., при участии от ответчика – закрытого акционерного общества «Макс-Строй» (г. Тула,                         ОГРН 1037101126171, ИНН 7107056048) – Крупий В.М. (доверенность от 30.09.2014), в отсутствие представителя истца – министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (г. Тула, ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.10.2014 по делу № А68-779/2014 (судья Лось Г.Г.), установил следующее.

Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (далее – истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Макс-Строй» (далее – ответчик, общество) о взыскании задолженности по внесению арендной платы по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 71:30:050411:0027 от 01.03.2007 № 07Ц1449 в размере 1 495 700 рублей 08 копеек и пени в размере 86 509 рублей 48 копеек.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявил об уменьшении размера исковых требований и просил взыскать с ответчика задолженность по внесению арендной платы за период с 01.04.2012 по 05.01.2014 (включительно) в размере 1 304 810 рублей 42 копеек и пени за нарушение сроков внесения арендной платы в размере 100 512 рублей 29 копеек.

В судебном заседании представитель общества заявил о признании иска в части требования о взыскании пени в размере 250 рублей 22 копеек, которое принято судом в соответствии с   положениями части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 15.10.2014 исковые требования  удовлетворены в части взыскания пени в размере 250 рублей 22 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано (с учетом определения от 16.01.2015 об описке, опечатке и арифметической ошибке).

           Не согласившись с судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

           Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

           Как усматривается из материалов дела, на основании постановления главы города Тулы от 24.11.2003 № 1788 «О предварительном согласовании ЗАО «Макс-Строй» места размещения базы строительных материалов по ул. Овражной в Центральном районе                           г. Тулы», а также постановления главы администрации города Тулы от 22.12.2006 № 3373 «О предоставлении ЗАО «Макс-Строй» в аренду земельного участка, расположенного по ул. Овражной в Центральном районе г. Тулы, для строительства базы строительных материалов» комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы и ответчик заключили договор аренды земельного участка от 01.03.2007 № 07Ц1449, который был зарегистрирован управлением Федеральной регистрационной службы по Тульской области 28.04.2007.

           В силу Закона Тульской области от 10.12.2008 № 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – городе Туле» и в соответствии с постановлением администрации Тульской области от 04.05.2009 № 293 «О внесении дополнений в постановление администрации Тульской области от 21.01.2008 № 34                         «Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Тульской области арендодателем по указанному договору с 01.01.2009 выступает департамент имущественных и земельных отношений Тульской области, переименованный впоследствии в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (Указ губернатора Тульской области от 15.09.2011 № 1).

           По условиям договора аренды общество для строительства базы стройматериалов приняло в аренду земельный участок с кадастровым номером 71:30:050411:0027 площадью 5448 кв. м.

           В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды срок его действия составляет три года.

           Пунктом 4.3 договора аренды предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основании государственных и муниципальных правовых актов.

           В силу пунктов 8.1 и 8.5 договора аренды за нарушение срока уплаты арендной платы арендатор уплачивает пеню в размере одного процента от общей суммы задолженности, имеющейся на это число. Пеня начисляется ежемесячно одиннадцатого числа каждого месяца от общей суммы задолженности, имеющейся на это число, и прибавляется к ранее начисленной и непогашенной задолженности по пене.

           В соответствии Законом Тульской области от 29.06.2011 № 1586-ЗТО «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (далее – Закон № 1586-ЗТО) и постановлением правительства Тульской области от 20.12.2011 № 259 «Об установлении значений коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков, применяемых для определения размера арендной платы» (далее – Постановление № 259) министерством определен размер подлежащей взысканию с ответчика ежемесячной арендной платы (за период с 01.01.2013 по 05.01.2014).

           Информация об установлении с 01.01.2013 соответствующего размера ежемесячной арендной платы опубликована в газете «Тульские известия» от 31.01.2013 № 14.

           Поскольку в установленный договором срок обязанность по внесению арендной платы ответчиком не была исполнена, министерство обратилось в арбитражный суд с иском.

            В силу пункта 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с частью 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.

           Частью 1 статьи 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

В соответствии с подпунктом 7 пункту 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Истец просил взыскать с ответчика задолженность в размере                                                         1 304 810 рублей 42 копеек и пени за нарушение сроков внесения арендной платы в размере 100 512 рублей 29 копеек.

Размер подлежащей внесению ответчиком арендной платы определен министерством в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона № 1586-ЗТО на основании кадастровой стоимости земельного участка по формуле: Аг = КС x Ки, где Аг – годовой размер арендной платы, в рублях; КС – кадастровая стоимость земельного участка, в рублях; Ки – коэффициент вида разрешенного использования земельного участка (далее – коэффициент использования Ки), в процентах.

           Постановлением правительства Тульской области от 18.12.2012 № 715                               «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы» кадастровая стоимость арендованного обществом земельного участка с 01.01.2013 установлена в размере                         22 709 717 рублей 49 копеек.

           Применяя коэффициент использования Ки в значении 0,085, установленном Постановлением № 259 для земельных участков баз, министерством определен ежемесячный размер арендной платы, подлежащей внесению обществом с 01.01.2013, в сумме 160 860 рублей 50 копеек (22 709 717 рублей 49 копеек х 0,085 / 12).

            Информация об установлении с 01.01.2013 соответствующего размера ежемесячной арендной платы опубликована в газете «Тульские известия» от 31.01.2013 № 14.

            Не соглашаясь с вышеизложенным порядком расчета размера арендной платы, ответчик со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 произвел контррасчет задолженности, в соответствии с которым ежемесячный размер арендной платы, подлежащей внесению с 01.04.2012 по 31.12.2012, составил 8503 рубля 32 копейки, а ежемесячный размер арендной платы, подлежащей внесению с 01.01.2013 по 05.01.2014, – 37 849 рублей 53 копейки.

          Признавая верным контррасчет ответчика относительно порядка определения размера арендной платы, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

           Условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001                          № 137-ФЗ отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

            В связи с этим Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – Постановление № 582).

           Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11, размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009                      № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации»  для земель федеральной собственности. Данная правовая позиция подлежит применению судами с момента опубликования названного постановления в установленном порядке (22.09.2012).

          Постановлением № 582, принятым во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ, к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

           С учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582, принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

           При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа и превышающей ставки, установленные для земель федеральной собственности.

           Основанные на названных принципах предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установленные Постановлением № 582, должны являться ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.

           Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и пр.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2015 по делу n А23-4342/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также