Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу n А54-419/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

22 января 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел. (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула

Дело № А54-419/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19.01.2015

Постановление изготовлено в полном объеме 22.01.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Рыжовой Е.В. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никишкиной И.Ю., при участии от третьего лица – министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201263725, ИНН 6231008551) – представителя Перовой И.В. (доверенность от 23.07.2014), в отсутствие истца – открытого акционерного общества «Рязанская передвижная механизированная колонна» (г. Рязань, ОГРН 1026200872499, ИНН 6227003092), ответчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1027700485757, ИНН 6231046204) и третьих лиц – правительства Рязанской области                  (г. Рязань), муниципального образования – городской округ город Рязань в лице администрации города Рязани (г. Рязань), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц – связи апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.11.2014 по делу № А54-419/2014 (судья Калинина В.А.), установил следующее.

Окрытое акционерное общество «Рязанская передвижная механизированная колонна» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Рязанской области (далее – кадастровая палата), к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:0034, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации административно – производственных зданий, площадью 5 053 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, пр. Шабулина, д. 4 а, равной его рыночной стоимости в размере 8 150 489 рублям и возложении на кадастровую палату обязанности внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения  (с учетом уточнения исковых требований от 05.09.2014, т. 2, л. д. 127-128).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены правительство Рязанской области, министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее – министерство) и муниципальное образование – городской округ город Рязань в лице администрации города Рязани.

В соответствии со статей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по ходатайству истца судом произведена замена ответчика – управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Рязанской области, на надлежащего ответчика – министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области (т. 2, л. д. 75-81)

В порядке части 2 статьи 49  АПК РФ судом принят отказ истца от исковых требований к министерству. Определением от 30.09.2014 производство по делу в части предъявления исковых требований к министерству прекращено. Министерство привлечено судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (т. 3, л. д. 79-83).

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 16.11.2014 исковые требования удовлетворены.

Третье лицо – министерство в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просило его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих возражений третье лицо ссылалось на на то, что заключение эксперта не является надлежащим доказательством по делу, поскольку не соответствует Закону об оценочной деятельности, а также требованиям федеральных стандартов оценки. Указывает на то, что экспертом не подобрана необходимая и достоверная информация об объектах, аналогичных оцениваемым. Отмечает, что часть информации не проверяема и недостоверна. Ссылается на необоснованный отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о назначении по делу повторной экспертизы.

Истец, ответчик и остальные третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Истец, ответчик и третьи лица – правительство Рязанской области и муниципальное образование – городской округ город Рязань в лице администрации города Рязани, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.

Как следует из материалов дела, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:0034, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации административно-производственных зданий, общей площадью 5 053 кв. м, расположенного по адресу:                      г. Рязань, пр. Шабулина, д. 4 а, (т. 1, л. д. 97).

Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14.10.2013 № 10-П «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области» утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области по состоянию на 01.01.2013. В соответствии с данным постановлением кадастровая стоимость, принадлежащего истцу земельного участка определена в размере 14 089 431 рублей 49 копеек (т. 2, л. д. 40-42).

Указанная величина кадастровой стоимости спорного земельного участка установлена на основании результатов отчета ООО НПО «ГеоГИС» (т. 2, л. д. 43-45).

В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельных участков истец обратился к независимой оценочной организации.

Из отчета Рязанского регионального центра оценки от 20.12.2013 № 1508 следует, что итоговая величина рыночной стоимости, принадлежащего истцу земельного участка, составила 7 539 319 рублей (т. 1, л. д. 13-72).

Ссылаясь на то, что рыночная стоимость земельного участка значительно ниже определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости его кадастровой стоимости, истец обратился в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим исковым заявлением.

   Принимая судебный акт об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что определение в судебном порядке  рыночной стоимости земельных участков является основанием для установления равной ей кадастровой стоимости этого земельного участка.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктами 1, 2 статьи 66 ЗК РФ определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка.

Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту – Правила).

Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт10 Правил).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости её функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.

На основании пункта 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 01.03.2011 № 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

По правилам части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

В силу части 5 статьи 4 названного закона орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим законом порядке.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ               № 913/11, и в соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Представленный обществом отчет Рязанского регионального центра оценки от 20.12.2013 № 1508, согласно которому итоговая величина рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составила 7 539 319 рублей                                 (т. 1, л. д. 13-72) признан судом области не соответствующим требованиям Закона об оценочной деятельности.

Определением суда от 05.05.2014 по ходатайству третьего лица – министерства, судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту Белянкину Виктору Васильевичу экспертного учреждения – Рязанской торгово-промышленной палаты для определения рыночной стоимости спорного земельного участка (т. 2, л. д. 75-81).

Согласно заключению эксперта от 30.05.2014 № 34 Рязанской торгово-промышленной палаты рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка, площадью 5 053 кв. м, с кадастровым номером 62:29:003:0037:0034, расположенного по адресу: г. Рязань, пр-д Шабулина, д. 4а по состоянию на 01.01.2013 составляет                                          8 150 489 рублей (т. 2, л. д. 94-109).

Частью 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу n А23-4846/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также