Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу n   А23-3585/14. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

20 января 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело   № А23-3585/14

Резолютивная часть  постановления объявлена 13.01.2015

Постановление изготовлено в полном объеме 20.01.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии                     от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Промекс» (Калужская область, г. Жуков, ОГРН 1024000628190,  ИНН 4007010750) – Гогиашвили Н.Г. (решение единственного участника ООО «Промекс» от 24.06.2014), в отсутствие представителей  ответчика – министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1114029001195, ИНН 4029045065), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Промекс» на решение Арбитражного суда Калужской области от 09.09.2014 по делу № А23-3585/14 (судья Храпченков Ю.В.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Промекс» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением                   о признании незаконным и отмене постановления министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (далее по тексту – ответчик, министерство, административный орган) от 19.06.2014 № 60.

 Решением Арбитражного суда Калужской области от 09.09.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области изменено в части размера штрафа. Штраф определен в размере 80 тысяч рублей.

Судебный акт мотивирован тем, что административным органом доказан состав вменяемого обществу правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Снижая размер административного штрафа, суд первой инстанции принял во внимание постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П.

В апелляционной жалобе ООО «Промекс» просит данное решение суда, как необоснованное и незаконное, отменить и принять по делу новый судебный акт.                  В обоснование своей позиции указывает, что суд первой инстанции не дал оценки доводам заявителя об отсутствии объективных данных осуществления  обществом именно вредных выбросов в атмосферный воздух. Полагает, что отсутствие разрешения на выброс вредных веществ не составляет диспозицию административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса, при отсутствии доказательств именно вредности выбросов. Указывает, что общество не могло быть привлечено по части 1 статьи 8.21 Кодекса в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 173-ФЗ.

В отзыве на апелляционную жалобу министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, на основании приказа министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области от 07.04.2014 № 124-14                           в отношении ООО «Промекс» проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства в области окружающей среды.

В ходе проверки установлено, что ООО «Промекс» в нарушение пункта 7 статьи 12, пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ                                     «Об охране атмосферного воздуха», пунктов 8 и 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183, не обеспечило представление в уполномоченный территориальный орган федерального органа исполнительной власти документов (материалов), необходимых  для установления (утверждения) нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и                          в течение периодов с 01.01.2013 по 30.04.2013 и с 01.10.2013 по 30.04.2014 обществом осуществлялись выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (котлами марки «ИШМА-100»)  при отсутствии у него разрешения на выброс.  

По результатам проверки 17.06.2014  составлен акт № 1/124-14/24.

Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации                                    об административных правонарушениях, должностное лицо министерства 17.06.2014 составило протокол об административном правонарушении № 3/124-14/78.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области вынесло постановление от 19.06.2014 № 60 о назначении заявителю административного наказания в виде штрафа  в размере 180 тысяч рублей.

Не согласившись с данным постановлением о назначении административного наказания,  общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в незаконном выбросе загрязняющих веществ в атмосферу или во вредном физическом воздействии на атмосферный воздух без специального разрешения, выданного в установленном законом порядке.

Субъектами данного административного правонарушения являются, в том числе юридические лица, в результате деятельности которых могут совершаться выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него в отсутствие специального разрешения либо в нарушение его условий.

Правовое регулирование вопросов экологической безопасности в области защиты атмосферного воздуха осуществляется Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ               «Об охране атмосферного воздуха» (далее по тексту – Закон № 96-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

В статье 1 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) приведено понятие «загрязняющее вещество», под которым понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. При этом понятие «вредное вещество» в указанном законе                             не установлено. Такое понятие приведено в статье 1 Закона № 96-ФЗ. В частности, под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, содержащихся в атмосферном воздухе и оказывающих в определенных концентрациях вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.

В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы (пункт 1                           статьи 12 Закона № 96-ФЗ).

В силу  пунктов 2 и 3 статьи  12  Закона № 96-ФЗ технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В силу пункта 3 статьи 14 Закона № 96-ФЗ допускаются вредные физические воздействия на атмосферный воздух на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации             от 31.12.2010 № 579 утвержден Порядок установления источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию (далее по тексту – Порядок).

Согласно указанному Порядку (пункты 6, 7, 8) к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию,                        в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

В силу пункта 7 Порядка государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном                             в Приложении 2 к данному Приказу (далее по тексту – Перечень загрязняющих веществ), а также не включенные в Перечень загрязняющих веществ вредные (загрязняющие) вещества, соответствующие одному из критериев, приведенных в пункте 9 настоящего Порядка.

В соответствии с данным Перечнем к вредным (загрязняющим) веществам относятся, в числе прочих, азота диоксид, серы диоксид, углерода оксид, сажа (углерод), твердые частицы размером менее 10 мкм, а также размером менее 2,5 мкм, летучие органические соединения.

Вредные (загрязняющие вещества), в отношении источников которых требуется разрешение на выброс, включенные в данный Перечень, не обусловлены какой-либо концентрацией их в атмосферном воздухе.

Соответственно, с учетом вышеизложенного, выброс указанных вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается только на основании соответствующего разрешения, выданного уполномоченным                           в области охраны окружающей среды органом.

Под стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ                                      в атмосферный воздух следует понимать любой источник с организационным или неорганизационным выбросом вредных веществ в атмосферу, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности, объекта) юридического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним                                в соответствии с действующим законодательством.

Из анализа указанных норм права, как справедливо заключено судом первой инстанции, следует, что обязанность по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду возложена на субъекты хозяйственной деятельности, имеющие стационарные, передвижные и иные источники воздействия на окружающую среду, то есть на все категории лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, в процессе которой эксплуатируются, в том числе, стационарные источники выбросов (загрязняющих) веществ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с Инструкцией по нормированию и контролю выбросов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу n А09-6446/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также