Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу n А09-5048/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

30 декабря 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула                                                                                                                    Дело № А09-5048/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2014

Постановление в полном объеме изготовлено 30.12.2014

                                              

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей  Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии в судебном заседании представителя Военного комиссариата Брянской области - Кондратенко С.М. (доверенность от 21.04.2014 № 11/17, паспорт), в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью «Ритком», извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ритком» на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.10.2014 по делу № А09-5048/2014 (судья Прудникова М.С.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью «Ритком» (г. Брянск, ОГРН 1093254002962,                        ИНН 3233502175) к Военному комиссариату Брянской области (г. Брянск,                           ОГРН 1033265001835, ИНН 3234019700), третьи лица: 1) Министерство обороны Российской Федерации,  2) Привольнева Тамара Анатольевна, 3) Коростелев Александр Григорьевич, 4) Усачева Тамара Алексеевна, 5) Вокин Алексей Анатольевич, 6) Доронин Сергей Поликарпович, 7) Ивкова Галина Сергеевна, 8) Еремина Елена Сергеевна,                    9) Колоскова Анна Ивановна, 10) Копылов Валентин Васильевич, 11) Левдик Валентина Дмитриевна, 12) Рогов Николай Евгеньевич, 13) Письменная Ирина Михайловна,                  14) Седенко Надежда Алексеевна, 15) Гришина Любовь Николаевна, 16) Шакин Александр Владимирович, 17) Самофалов Михаил Васильевич, 18) Седнев Владимир Иванович, 19) Селиверстов Владимир Павлович, 20) Соболева Виктория Николаевна,               21) Шведова Татьяна Васильевна, 22) Шкуричева Татьяна Семеновна, о взыскании            514 536 рублей 00 копеек, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Ритком» (далее по тексту –                  ООО «Ритком») обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Военному комиссариату Брянской области о взыскании 514 536 рублей задолженности по оплате выполненных работ по договорам на оказание услуг по погребению погибшего (умершего) военнослужащего или приравненного к ним лица и увековечиванию его памяти.

Решением Арбитражного суда Брянской области заявленные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Ритком» к Военному комиссариату Брянской области оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым решением, полагая, что оно является незаконным и необоснованным, ООО «Ритком» обратилось с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования.

Заявитель апелляционной жалобы, ссылаясь на положения Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О ветеранах», Федерального закона «О погребении и похоронном деле», Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников», указал, что на бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны в полной мере распространяются меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. Факт оказания обществом ритуальных услуг, а также их стоимость подтверждается материалами дела, в связи с чем требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Военный комиссариат Брянской области возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, полагает, что решение является законным и обоснованным, в связи с этим подлежит оставлению в силе.

В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции от Военного комиссариата Брянской области (22.12.2014 - в соответствии с штампом Двадцатого арбитражного апелляционного суда) поступили следующие документы: копия апелляционного определения Брянского областного суда № 33-814(2014) от 25.03.2014, копия апелляционного определения Тульского областного суда № 33-726 от 28.03.2013, копия апелляционного определения Тульского областного суда № 33-1752 от 12.07.2012, копия решения арбитражного суда Воронежской области по делу № 14-4504/2012 от 14.05.2012.

Министерство обороны Российской Федерации также выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Остальные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Рассмотрев доводы жалобы и отзывы на нее, оценив доказательства, представленные в материалы дела, заслушав в судебных заседаниях представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению, по следующим причинам.

Как усматривается из материалов дела,  истцом в рамках гражданско-правовых обязательств, возникших из договоров на оказание услуг по погребению погибшего (умершего) военнослужащего, или приравненного к ним лица и выполнение работ по увековечиванию его памяти, заключенных с третьими лицами, были выполнены работы и оказаны услуги по захоронению граждан Абрамовой Маины Ксенофонтовны, Афонина Ивана Андреевича, Буяковой Пелагеи Владимировны, Боякова Алексея Яковлевича, Вокиной Надежды Федоровны, Дорониной Евдокии Семеновны, Капустина Сергея Галактионовича, Кисенкова Сергея Александровича, Колоскова Ивана Петровича, Копылова Александра Тихоновича, Левдика Сергея Михайловича, Лузгановой Анны Егоровны, Ляпшиной Елизаветы Васильевны, Морозовой Антонины Федоровны, Попрядухиной Тамары Ивановны, Прасоловой Емилии Яковлевны, Прасолова Петра Ивановича, Самофалова Василия Филипповича, Седневой Нины Дмитриевны, Седнева Ивана Андреевича, Селиверстовой Натальи Михайловны, Шведова Ивана Егоровича, Шкуричева Вячеслава Ивановича, имевших статус бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.

Общая стоимость выполненных истцом работ по захоронению умерших граждан, изготовлению и установке надгробных памятников составила 514 536 рублей.

Ссылаясь на то, что несовершеннолетние узники фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки приравниваются к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, в связи с чем расходы, связанные с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, истец обратился к ответчику с требованием оплаты выполненных работ по договорам на оказание услуг по погребению погибшего (умершего) военнослужащего или приравненного к ним лица и увековечиванию его памяти.

Военный комиссариат Брянской области в возмещении расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников отказал, сославшись на то, что в перечень мер социальной поддержки, представляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, установленных статьях 14, 15 Федерального закона «О ветеранах» государственные гарантии по увековечению памяти не включены.

В связи с изложенными обстоятельствами, ООО «Ритком» обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением  к Военному комиссариату Брянской области.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» (далее по тексту - Указ № 1235) предоставление проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп; остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма - аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Этим указом также установлено, что определение порядка выдачи удостоверений о праве на эти льготы и подготовка разъяснений по применению Указа возложены на Министерство социальной защиты населения Российской Федерации совместно с заинтересованными центральными органами исполнительной власти.

Положениями пункта 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны; остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В силу статьи 24 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту - Закон № 5-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей); для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба; погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее по тексту - Закон № 8-ФЗ).

Федеральным законом от 30.05.2001 № 64-ФЗ положения статьи 11 Закона № 8-ФЗ дополнены частью 5, устанавливающей, что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников; расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников» погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно пункту 38 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 №1609 (далее - положение № 1609), одной

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу n А54-3153/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также