Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2014 по делу n А09-8211/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

22 декабря 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А09-8211/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2014

Постановление изготовлено в полном объеме 22.12.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Токаревой М.В., судей Можеевой Е.И. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сениной К.А., при участии в судебном заседании от истца – открытого акционерного общества «Брянские коммунальные системы»                        (г. Тольятти Самарской области, ОГРН 1063250031987, ИНН 3250066722) –                Тимашковой Е.Н. (доверенность от 03.12.2013 № 115), от ответчика – Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации –               Ковалишина С.Н. (доверенность от 12.09.2014 № 25/16 – 5811), от третьего лица – Финансового управления Брянской городской администрации (г. Брянск) – Романова Б.С. (доверенность от 14.01.2014), в отсутствие ответчиков – Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва), Брянской области в лице Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области (г. Брянск), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – Департамент финансов Брянской области, Управления государственного регулирования тарифов Брянской области (г. Брянск), товарищества собственников жилья «Надежда» (г. Брянск), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Брянские коммунальные системы» на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.08.2014 по делу                     № А09-8211/2010 (судья Абалакова Т.К.), установил следующее.

Открытое акционерное общество «Брянские коммунальные системы» (далее –       ОАО «БКС») обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к муниципальному образованию «город Брянск» в лице Финансового управления Брянской городской администрации о взыскании за счет казны муниципального образования                39 323 руб. 87 коп. убытков в виде межтарифной разницы.

Определением суда от 08.11.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) привлечен комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации.

Определением суда от 23.11.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 Кодекса привлечено товарищество собственников жилья «Надежда» (далее – ТСЖ «Надежда»).

Определением суда от 13.01.2011 по ходатайству истца суд произвел замену ответчика – муниципального образования «город Брянск» в лице Финансового управления Брянской городской администрации на муниципальное образование «город Брянск» в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации с исключением комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации из числа третьих лиц по делу, Финансовое управление Брянской городской администрации привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 28.04.2011 исковые требования ОАО «Брянские коммунальные системы» к муниципальному образованию «город Брянск» в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о взыскании 39 323 руб. 87 коп. удовлетворены.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2011 решение Арбитражного суда Брянской области от 28.04.2011 по настоящему делу оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 02.11.2011 решение Арбитражного суда Брянской области от 28.04.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2011 по делу № А09-8211/2010 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.

При новом рассмотрении определением суда от 30.01.2012 по ходатайству истца к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен субъект Российской Федерации «Брянская область» в лице Финансового управления Брянской области и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет государственного регулирования тарифов Брянской области.

Определением суда от 30.06.2014 произведена замена наименований ответчика и третьего лица: Финансового управления Брянской области на Департамент финансов Брянской области и комитета государственного регулирования тарифов Брянской области на Управление государственного регулирования тарифов Брянской области; привлечены к участию в деле в качестве соответчика Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации и Департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области, а также в качестве третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Департамент финансов Брянской области, исключенный из числа ответчиков.

Решением суда от 14.08.2014 в иске отказано (т. 5, л. д. 48 – 57). Судебный акт мотивирован не доказанностью истцом размера убытков.

В жалобе ОАО «БКС» просит решение отменить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что муниципальное образование город Брянск является надлежащим солидарным ответчиком, так как тарифы были утверждены уполномоченным органом этого публично-правового образования (постановлением Брянской городской администрации). Полагает произведенный расчет размера убытков обоснованным. Отмечает, что расчет истца ответчиками не был оспорен, ответчики не представили доказательства, что сведения, использованные истцом при расчете, являются недостоверными.

Представитель ОАО «БКС» в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.

Представитель Финансового управления Брянской городской администрации в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, считает решение суда законным и обоснованным.

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области по доводам апелляционной жалобы возражают по мотивам, изложенным в отзыве на нее, считает решение суда законным и обоснованным.

Департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области заявлено ходатайство о проведении заседания в отсутствие представителя, которое судом удовлетворено на основании статей 41, 156, 159, 266 Кодекса.

Другие участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей не направили, отзывы на апелляционную жалобу. Судебное заседание проводилось в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Кодекса.

Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.

Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО «БКС» (ресурсоснабжающая организация) и ТСЖ «Надежда» (потребитель) 04.12.2009 заключен договор теплоснабжения № 022-01102490 (далее – договор), по условиям пункта 1.1 которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать в многоквартирные дома, перечисленные в приложениях № 1.1, 6, 7 к договору, согласованное количество тепловой энергии (приложение № 1) в соответствии с температурным графиком (приложение № 4) в течение срока действия договора с целью обеспечения указанных многоквартирных домов тепловой энергией и горячим водоснабжением, а потребитель обязался оплачивать ресурсоснабжающей организации поданную тепловую энергию по ценам и в порядке, определенном настоящим договором.

В соответствии с пунктами 4.3, 4.4 договора количество приобретенной тепловой энергии определяется на основании расчетного прибора учета, установленного на границе балансовой принадлежности сетей и оборудования ресурсоснабжающей организации и потребителя, контрольных замеров параметров теплоносителя. При отсутствии приборов учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя или выходе его из строя, количество фактически отпущенной (потребленной) тепловой энергии определяется по нормативам отопления и горячего водоснабжения, утвержденным органами местного самоуправления.

Расчеты по договору производятся путем перечисления денежных средств потребителем за поставленную тепловую энергию (центральное отопление и горячее водоснабжение) на расчетный счет ресурсоснабжающей организации не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным. В срок до 5 числа месяца, следующего за расчетным, потребителю выставляется счет-фактура в объеме месячного потребления (пункт 4.7.2 договора).

Постановлением Брянской городской администрации от 30.12.2008 № 1456-П с                1 января 2009 года был установлен тариф для населения на услуги горячего водоснабжения в жилых домах с централизованным водоснабжением и канализацией, оборудованных умывальниками, мойками, душами, ваннами длиной от 1500 мм до                1700 мм высотой свыше 5 этажей в размере 225 руб. 11 коп. на 1 человека. При этом экономически обоснованный тариф на горячее водоснабжение на одного человека составлял 233 руб. 27 коп.

Во исполнение принятых на себя обязательств ОАО «БКС» в период с июля по декабрь 2009 года производило поставку тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, обслуживанием которого занимается ТСЖ «Надежда».

В период с 01.07.2009 по 31.12.2009 ТСЖ «Надежда» были оказаны услуги по горячему водоснабжению на общую сумму 641 551 руб. 39 коп., тогда как,                             ТСЖ «Надежда» производило оплату в пределах платежей, поступающих от населения, в соответствии с размером платы на соответствующие услуги для населения, установленные постановлением Брянской городской администрации от 30.12.2008 № 1456-П, что составило 585 089 руб. 52 коп., в связи с чем, у ОАО «БКС» возникли убытки в размере 39 323 руб. 87 коп. межтарифной разницы (с учетом частичного погашения задолженности по межтарифной разнице в размере 17 138 руб.).

Ссылаясь на то, что проведение расчетов ниже экономически обоснованных тарифов привело к причинению убытков в указанном размере, ОАО «БКС» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что защита гражданских прав может осуществляться путем возмещения убытков.

В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданин.

Пунктом 3 статьи 125 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика выступает Главный распорядитель средств бюджета муниципального образования.

Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», действовавшим в спорный период (утратил силу с 01.01.2011).

Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней (часть 1 статьи 2 названного Закона).

Согласно статье 6 указанного Закона установление тарифов на тепловую энергию отнесено к ведению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» реализация данной функции возлагалась на органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации: Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов уполномочено на утверждение правил государственного регулирования и применения тарифов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2014 по делу n А62-5027/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также