Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу n А68-5632/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

10 декабря 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел. (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула

Дело № А68-5632/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 03.12.2014

Постановление изготовлено в полном объеме 10.12.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего                Волковой Ю.А., судей Капустиной Л.А. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Толпыгиной Н.Г., при участии от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Тулаинвест» (ОГРН 1027100965935, ИНН 7107039733) – представителя Бонадыченко Е.И. (доверенность от 16.06.2014), в отсутствие представителей от заявителя – закрытого акционерного общества «Центрспецэкскавация» (ОГРН 1027100975824, ИНН 7107003462) и ответчика – министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.09.2014 по делу № А68-5632/2014                                                (судья Андреева Е.В.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Тулаинвест» и закрытое акционерное общество «Центрспецэкскавация» (далее – общества, заявители) обратились в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании  незаконным бездействия министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (далее – министерство, ответчик) по непринятию в установленный срок решения по заявлению от 24.10.2013 о предоставлении либо отказе в предоставлении в собственность земельного участка.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 15.09.2014 заявление удовлетворено.

Ответчик в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих возражений министерство ссылалось на принятое им 25.06.2013 распоряжение № 675 «О предоставлении ООО «Тулаинвест» и ЗАО «Центрспецэкскавация» в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Центральный район, ул. Металлистов, д. 3» (далее – распоряжение от 25.06.2013 № 675). Поскольку право заявителей на приобретение спорного земельного участка было реализовано, считает инициирование последними настоящего судебного разбирательства как злоупотребление правом.

В отзыве на апелляционную жалобу заявители, считая принятое решение законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. В обоснование своих возражений заявители ссылались на утрату силы распоряжения от 25.06.2013 № 675 на основании пункта 3 данного распоряжения, в связи с не заключением  в месячный   срока  договора купли – продажи спорного земельного участка.

Заявитель – ЗАО «Центрспецэкскавация» и ответчик, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей заявителя и ответчика.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.

Как следует из материалов дела, заявителям  на праве  собственности принадлежат нежилые помещения, находящиеся в административном здании, расположенном по адресу: Тульская область, г. Тула, Центральный район, ул. Металлистов, д. 3 (л. д. 13,14).

Указанное административное здание находится на земельном участке с кадастровым номером 71:30:050101:36, площадью 902 кв. м, расположенном по адресу: Тульская область, г. Тула,  ул. Металлистов, д. 3, с разрешенным использованием – для эксплуатации административного здания.

В порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ)  собственники обратились в министерство с заявлениями о предоставлении в общедолевую собственность земельного участка, занимаемого названным объектом недвижимости  по указанному адресу (л. д. 20).

В письме от 04.03.2014 № 20-01-21/2398 министерство сообщило заявителям, что считает  фактическую рыночную стоимость спорного земельного участка значительно выше его установленной кадастровой стоимости, в связи с чем основания для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность у последнего отсутствуют (л. д. 22).

Ссылаясь на незаконность бездействия министерства, выразившееся в непринятии в установленный срок решения о предоставлении в собственность заявителей испрашиваемого земельного участка, нарушение в связи с данным обстоятельством  действующего земельного законодательства и исключительного права последних на приобретение в собственность земельного участка, заявители обратились в Арбитражный суд Тульской области с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из факта  подтвержденности  материалами дела нарушения  исключительного права обществ на приобретение в собственность истребуемого земельного участка, выразившегося в непринятии министерством в установленные действующим законодательством сроки решения о предоставлении (отказе в предоставлении) испрашиваемого земельного участка в общедолевую собственность.

Суд апелляционной инстанции соглашается с правовой позицией суда области, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

 Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 3 положения земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, предоставляются в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках.

Из пункта 31 положения следует, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков и имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, не завершенные строительством объекты, расположенные на таких земельных участках, обращаются в министерство с заявлением о приобретении прав на земельные участки. 

В заявлении о приобретении права на земельный участок указываются цель использования земельного участка, его размеры и местоположение, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению о приобретении права на земельный участок прилагаются кадастровый паспорт земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре), а также иные документы, перечень которых установлен Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 32 положения).

В пункте 33 положения закреплено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, за исключением случаев: -изъятия земельных участков из оборота; -установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; -резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Решение о предоставлении земельного участка принимается министерством в месячный

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу n А62-4611/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также