Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 по делу n А23-2344/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

05 декабря 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                     Дело № А23-2344/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   04.12.2014

Постановление изготовлено в полном объеме    05.12.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Капустиной Л.А., судей Тимашковой Е.Н. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., при участии от ответчика – главы  крестьянского (фермерского)  хозяйства  Кравца  Сергея Степановича                            (ОГРНИП 306770000287110) – Кравца С.С. (выписка ЕГРИП, паспорт), Бодюкова И.Б. (доверенность от 06.10.2014) и Чубакова В.В. (доверенность от 06.10.2014),  в отсутствие  истца – министерства  сельского  хозяйства  Калужской  области  (г. Калуга,                              ОГРН 1044004404201, ИНН 4027064295),  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кравца Сергея Степановича на решение Арбитражного суда Калужской области от 06.08.2014 по делу               № А23-2344/2014 (судья Чехачева И.В.), установил следующее.

Министерство  сельского  хозяйства  Калужской  области   (далее – министерство) обратилось  в Арбитражный  суд  Калужской  области  с  иском  к  главе  крестьянского (фермерского)  хозяйства  Кравцу  Сергею Степановичу   (далее – предприниматель) о  взыскании  3 639 000 рублей, перечисленных по  договору  от  27.07.2012   № 755  (т. 1,             л. д. 3).

Решением суда от 06.08.2014 (т. 1, л. д. 77) исковые требования удовлетворены. Суд установил,  что перечисленные истцом денежные средства в рамках договора о предоставлении  гранта  не освоены ответчиком полностью, доказательств подтверждающих целевое использование гранта (субсидии), предпринимателем не представлено. Исходя из условий заключенной сделки, данные обстоятельства признаны судом достаточными для  обязания предпринимателя возвратить неиспользованные по целевому назначению денежные средства.

В апелляционной жалобе  предприниматель просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что в силу уважительных причин (болезни)  не мог присутствовать в суде первой инстанции и представить доказательства целевого использования денежных средств, полученных по спорному договору. В обоснование указанного довода представляет суду копию листка нетрудоспособности и  дополнительные доказательства: договор на строительство электросетей от 13.09.2012 на сумму 1 800 000 рублей, договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 08.08.2012 № 12/5228-КЭ/01 на сумму 506 956 рублей 32 копеек, платежное поручение от 11.10.2012 № 8662 о перечислении денежных средств на газификацию в сумме 987 000 рублей,  платежное поручение от 24.10.2012 № 3875 о перечислении денежных средств на  реконструкцию фермы в сумме 605 000 рублей, договор подряда от 25.09.2012 на строительство фермы на сумму 591 911 рублей, договор купли-продажи от 03.12.2012, товарные накладные от 04.06.2013, от 12.07.2013, 04.09.2013 на приобретение сельскохозяйственных животных на общую сумму 1 030 000 рублей. По утверждению заявителя указанные документы подтверждают целевое использование средств.

В отзыве министерство просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Указывает, что в нарушение пункта 3.4 договора, предприниматель не представлял  отчеты о целевом расходовании средств гранта и документы, подтверждающие  такое расходование. Ссылаясь  на данный пункт договора, статьи 78, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановление  правительства Калужской области от 25.06.2012 № 309, считает названные обстоятельства  основанием  для возврата спорных денежных средств.

В письменных пояснениях предприниматель указывает на то, что представленные доказательства свидетельствуют о целевом использовании денежных средств  на сумму 3 720 867 рублей 32 копеек, что превышает размер суммы, заявленный министерством ко взысканию. Отмечает, что непредставление обязательной информации о реализации проекта на средства гранта само по себе  не подтверждает факта нецелевого использования средств. Обращает внимание на то, что представители министерства проверяли работу фермы, информация об этом имеется в общем доступе в сети «Интернет».

Министерство в письменных пояснениях ссылается на непредставление  предпринимателем  отчетов  о расходовании денежных средств, что в силу пункта 3.4  договора является основанием для возврата неосвоенной части гранта.

В судебном заседании  апелляционной инстанции ответчик и его представители поддержали свои доводы, изложенные в апелляционной  жалобе.

Истец,  извещенный  надлежащим образом о времени и месте  рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на сайте суда, в суд апелляционной инстанции  представителей не направил, заявив письменное ходатайство  о рассмотрении дела в его отсутствие. С учетом мнений ответчика и его представителей указанное ходатайство удовлетворено судебной коллегией на основании статей 41, 159, 266 Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации. Судебное разбирательство проводилось в   отсутствие неявившейся стороны  в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей ответчика, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, 27.07.2012 между министерством и  предпринимателем (получатель  гранта)    заключен  договор  о предоставлении  гранта  крестьянскому  (фермерскому)  хозяйству,  прошедшему отбор    комиссии  по  отбору  семейных    животноводческих    ферм    крестьянских (фермерских)  хозяйств  –  участников ведомственной  целевой  программы  «Развитие  семейных  животноводческих  ферм на базе  крестьянских (фермерских) хозяйств  в  Калужской  области»  № 755,   по условиям которого министерство перечисляет  на  развитие  семейной  животноводческой  фермы крестьянского    (фермерского)  хозяйства  на  счет  получателя  гранта,  открытый  в кредитной организации,  для софинансирования его затрат, в соответствии с планом  расходов  получателя    гранта  на  цели,  указанные  в  приложении,  являющемся неотъемлемой частью договора   в размере   5 439 000 рублей, в том числе за  счет  средств,  полученных  из  федерального  бюджета,  –    1 252 784  рублей,  за  счет средств областного бюджета –   4 186 216 рублей.

Пунктом 2.2 договора министерству предоставлено право осуществлять  контроль  за  целым использованием  получателем гранта  средств гранта. 

В  соответствии  с  пунктами    2.3.1,  2.3.7  договора    получатель  гранта  обязался использовать   грант строго   на цели, указанные в  договоре, в соответствии с планом  расходов  получателя  гранта,  а  также  приложением,  являющемся  неотъемлемой  частью    договора.  Ежеквартально    до  10-числа  месяца, следующего  за  истекшим  кварталом,  представлять  в  министерство    отчет  о  целевом  расходовании    средств  гранта  и  документы,  подтверждающие    целевое использование средств.

Пунктом 2.3.8 на получателя гранта возложена обязанность использовать грант в течение 18 месяцев со дня его поступления на счет получателя гранта.

Согласно  пункту  3.4  договора    в  случае  непредставления    получателем    гранта отчета  о  целевом  расходовании  средств  гранта  и  документов,  подтверждающих целевое  использование  средств,    или  установления  министерством  фактов,  подтверждающих    нецелевое  использование    средств,  получатель  гранта возвращает полученные денежные средства в 10-тидневный срок со дня получения  соответствующего уведомления министерства. 

Наименование целевого расходования средств гранта на развитие семейной животноводческой фермы крестьянского (фермерского) хозяйства согласовано в приложении (т. 1, л. д. 11), согласно которому на предпринимателя возложена обязанность осуществить строительство электросетей, сооружения для воды, фермы, провести  газификацию, приобрести сельскохозяйственных животных.

Во  исполнение  условий  договора  министерство   перечислило  предпринимателю денежные средства в общем  размере 5 439 000 рублей  по платежным поручениям от 02.08.2012     № 4638 и от 07.08.2012 № 1437791 (т.1, л. д. 55, 56).

В рамках реализации данного договора предпринимателем  осуществлено строительство ВЛ-10 кВ, КТП – 100 кВА, в подтверждение чего представлен  договор от 13.09.2012 № 15-12/3, а также доказательства направления денежных средств на указанное строительство  (т. 1, л. д. 23–24) на общую сумму   1 800 000 рублей. Соответствующий отчет об использовании средств гранта в указанной сумме представлен в министерство (т. 1, л. д. 12–17).

Ссылаясь на то, что  ответчиком не использована остальная часть гранта в сумме 3 639 000 рублей (5 439 000 – 1 800 000), министерство обратилось в  арбитражный суд с настоящим иском.

По правилам части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Вид договора определяется содержанием основных прав и обязанностей сторон по сделке.

Специальное гражданско-правовое регулирование правоотношений по предоставлению грантов отсутствует, вследствие чего, к обязательствам, возникшим из договора от 27.07.2012, следует применять общие положения об обязательствах (статьи 307 – 419 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 78  Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на дату предоставления субсидии, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В пункте 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 3 указанной статьи нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Таким образом, основания для возврата средств бюджета, предоставленных в виде субсидии, определяются законом, а установление в договоре иных, чем в законе, оснований для возврата в соответствующий бюджет субсидий недопустимо (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010   № 3393/10).

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Порядок предоставления грантов утвержден постановлением  правительства Калужской области от 25.06.2012 № 309 «Об утверждении положения о порядке предоставления из средств областного бюджета грантов для реализации отдельных мероприятий ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Калужской области» (далее – Положение), утвержденной приказом министерства сельского хозяйства Калужской области от 01.03.2012 № 35 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Калужской области».

Пунктом 11  Положения предусмотрено, что получатели гранта ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в министерство отчет о целевом расходовании средств гранта и документы, подтверждающие целевое использование средств. В случае непредставления получателем отчета и документов, подтверждающих целевое использование средств, или установления министерством фактов, подтверждающих нецелевое использование средств, получатель возвращает полученные денежные средства в 10-дневный срок со дня соответствующего уведомления министерства (пункт 12).

Согласно пункту 3.4 договора в случае непредоставления получателем гранта отчета о целевом расходовании средств гранта и документов, подтверждающих  целевое использование средств или установления министерством

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 по делу n А09-8936/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также