Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009 по делу n А68-8358/08-599/15. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041,  г. Тула,  ул. Староникитская,  д.1

web: www.20aas.arbitr.ru;         e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Тула                                                                                                                                                                                                                      

22 января  2009 года.                                                       Дело №А68- 8358/08 -599/15

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено   22 января 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Стахановой В.Н.,

судей                                 Игнашиной Г.Д., Тиминской  О.А.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Солдатовой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-4346/2008) общества с ограниченной ответственностью «ИРАНД»

на решение Арбитражного суда Тульской области  от 13.11.2008

по делу №А68- 8358/08 -599/15 (судья Андреева Е.В.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ИРАНД»

к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тульской области

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: общества с ограниченной ответственностью «ИРАНД» - Люляхина Т.В., доверенность от 23.09.2008 б/н,

от ответчика: Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тульской области – Ситкина Ю.А., специалист 1 разряда, доверенность от 11.01.2009 №3,

установил:

 

 общество с ограниченной ответственностью «ИРАНД» (далее – ООО «ИРАНД», Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением  к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тульской области (далее - Управление) о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (с учетом уточнения  заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Тульской  области от 13.11.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 21.05.2008 ООО «ИРАНД» (подрядчик) и ОАО ГПК «Ефремовский» (заказчик) заключили договор подряда №08/5569 на рекультивацию шламонакопителя ОАО ГПК «Ефремовский» (т.2,л.7-14).

По заданию ОАО ГПК «Ефремовский» разработан рабочий проект рекультивации шламонакопителя ОАО ГПК «Ефремовский», на основании которого Общество производило работы по рекультивированию шламонакопителя ОАО ГПК «Ефремовский» с последующим внесением  осадка сточных вод на поля Ефремовского района (т.2,л.20-77).

22.07.2008 в Управление поступило заявление  ООО «Междуречье» о привлечении к ответственности Общества, которое производит вывоз отходов ОАО ГПК «Ефремовский» на поля ООО «Междуречье», ранее  АОЗТ «Круглики» (т.1,л.57).

 В период с 27.08.2008 по 27.09.2008  Управлением на основании приказа от 25.08.2008 №1131 проведена  проверка Общества по вопросу   соблюдения  земельного законодательства, использования и охраны земель, контроля за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами (т.1,л. 56).

В ходе проведения проверки 27.08.2008  сотрудниками ФГУ «Тульская МВЛ » с поля №28 СПК «Круглики» отобраны  12 проб почвы  на соответствие требованиям ГОСТ 17.5.3.06-85 «Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ», о чем составлены акты отбора проб почвы (т.1,л.64,65,66).

16.09.2008 испытательной лабораторией ФГУ «Тульская МВЛ»  представлены протоколы испытаний №928, №929, №930, №931, №932, №933, №934, №935, №936, №937, №938, №939 в которых указано, что  пробы почвы №1, №2, №4, №5, №9 не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03 по показателям лактоположительной кишечной палочке (колиформы) и энтерококки (фекальные стрептококки), пробы №3, №6, №7,№8, №10 требованиям указанных СанПиН соответствует. Проба с почвы поля по  содержанию тяжелых металлов, радионуклидов и бенз(а)пирена  соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям( т.1,л.67 -80).

По результатам проверки  29.09.2008   составлен   акт и выдано предписание о принятии мер по недопущению порчи земли на земельном участке кадастровый номер 71:08:999999:0272 общей площадью 1000 га, расположенный в МО Лобановское  Ефремовского района (Кругликовский с/о) в срок до 30.09.2008 (т.1,л.12-13;11).

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, 29.09.2008 Управление составило протокол №71-135-3К об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.8.6. КоАП РФ (т.1, л.15).

Рассмотрев материалы дела, Управление вынесло постановление от 08.10.2008 №71-135-3К по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ,   в соответствии с которым ООО «ИРАНД» назначено  админи­стративное наказание в виде штрафа в размере 35 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в  арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ  уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) во взаимосвязи с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации правовое регулирование охраны земли, как составляющей основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, является одной из главных задач земельного законодательства.

Частью 1 статьи 13 ЗК РФ определено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия;  защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;  защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами (ст.42 ЗК РФ).

Статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 №101-ФЗ “О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения” (далее – Закон № 101-ФЗ)  установлена обязанность собственников, владельцев и пользователей земельных участков осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения.

В силу ст. 1 Федерального закона от 19.07.1997 N109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - Закон N109-ФЗ) и п.1.2 СанПиН 1.2.1077-01 «Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов» агрохимикатами являются удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных. Данное понятие не применяется в отношении торфа, используемого для других целей.

Применение пестицидов и агрохимикатов в сельскохозяйственном производстве проводится только после предварительного обследования сельскохозяйственных угодий (посевов, производственных помещений) и установления специалистами станций защиты растений или агрохимцентров целесообразности их применения (п.2.12 СанПиН 1.2.1077-01).

Гигиенические требования к отдельным видом агрохимикатам, в частности,   к удобрениям на основе сточных вод установлены СанПин 1.2.1170-02 «Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов» (далее - СанПин 1.2.1170-02).

Пунктом 1.12 СанПин 1.2.1170-02 определено, что использование агрохимикатов не должно приводить к превышению гигиенических нормативов содержания в почве, воздухе (при наличии летучих соединений), водных объектах и сельскохозяйственной продукции опасных и токсичных веществ: радионуклидов, солей тяжелых металлов и мышьяка, полициклических ароматических углеводородов, стойких органических загрязнителей и др.; к нарушению естественного микробиоценоза почв;  к появлению в объектах окружающей среды патогенной микрофлоры, жизнеспособных яиц гельминтов, опасных для человека, цист патогенных кишечных простейших, энтерококков и других опасных биологических агентов.

Не допускается использование агрохимикатов с содержанием токсичных элементов и опасных веществ (солей тяжелых металлов и мышьяка, стойких органических соединений, полициклических ароматических углеводородов и др.) на сельскохозяйственных угодьях с фоновым содержанием указанных веществ в почве на уровне или выше гигиенических нормативов (п.1.14 СанПин 1.2.1170-02).

Пунктом 2.1.2 СанПин 1.2.1170-02 определено, что по результатам токсиколого - гигиенической экспертизы данного вида удобрений в нормативную и /или техническую документацию на агрохимикат вносятся данные о его токсикологических свойствах, мерах безопасности при обращении и возможных регламентах использования. Конкретные условия и объемы применения агрохимикатов на основе осадков сточных вод согласовываются с учреждениями госсанэпидслужбы по месту их использования.

В соответствии с п. 2.1.3. СанПин 1.2.1170-02 осадки сточных вод, предназначенные для применения в качестве агрохимикатов, должны соответствовать действующим санитарным правилам и гигиеническим требованиям к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения.

Как следует из п. 2.1.5. СанПин 1.2.1170-02,   использование осадков сточных вод на удобрение допускается после установления их класса токсичности (опасности) и разработки мер по обеспечению безопасного обращения данного вида агрохимиката.

Абзацами 1 и  4 статьи 12 Закона N109-ФЗ установлено, что государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, на основе заключений экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов на срок два года в случае необходимости проведения дополнительных исследований по оценке опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и окружающую среду. В остальных случаях государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов осуществляется на срок десять лет.

Пестицид или агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 21.05.2008 ООО «ИРАНД» (подрядчик) и ОАО ГПК «Ефремовский» (заказчик) заключили договор подряда №08/5569 на рекультивацию шламонакопителя ОАО ГПК «Ефремовский» (т.2, л.7-14).

По заданию ОАО ГПК «Ефремовский» разработан рабочий проект рекультивации шламонакопителя ОАО ГПК «Ефремовский» (далее – рабочий проект), на основании которого Общество проводило работы по рекультивации шламонакопителя  ОАО ГПК «Ефремовский» с последующим внесением  осадка сточных вод в почву на земельном участке, находящимся  у него в пользовании

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 по делу n А54-2937/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также