Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2014 по делу n А09-3709/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)01 декабря 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула Дело № А09-3709/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2014 Постановление изготовлено в полном объеме 01.12.2014 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244008323, ИНН 3250055417) – Гнединой Е.М. (доверенность от 14.01.2014 № 27-08-03/26), в отсутствие представителей ответчика – Главного управления МЧС России по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244020280, ИНН 3250056989), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Брянской области (Управление надзорной деятельности) на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.07.2014 по делу № А09-3709/2014 (судья Мишакин В.А.), установил следующее. Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области (далее по тексту – заявитель, ТУ Росфиннадзора в Брянской области) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Главного управления МЧС России по Брянской области (Управление надзорной деятельности) в рамках внеплановой выездной проверки в отношении ТУ Росфиннадзора в Брянской области, проведенной 18.03.2014, и о признании недействительным предписания ГУ МЧС России по Брянской области от 19.03.2014 № 42/1/1. Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.07.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку на момент проведения ГУ МЧС России по Брянской области внеплановой выездной проверки у заявителя отсутствовало помещение парной, то, следовательно, и отсутствовала обязанность по выделению парильной и комплекса помещений сауны противопожарными перегородками 1-го типа. Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУ МЧС России по Брянской области (Управление надзорной деятельности) обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что направление ТУ Росфиннадзора в Брянской области 18.03.2014 (за 2 дня до окончания проверки) в адрес ГУ МЧС России по Брянской области письма с информацией о том, что в технической паспорт здания заявителя внесены изменения и помещение парной переименовано в подсобное помещение, не является основанием для признания действий ответчика по проведению такой проверки незаконными. Ссылается на то, что изменение названия помещения в техническом паспорте не означает фактически, что это помещение перестало быть сауной. В отзыве на апелляционную жалобу ТУ Росфиннадзора по Брянской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для частичной отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего. Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения ГУ МЧС России по Брянской области от 25.02.2014 № 42 в отношении ТУ Росфиннадзора в Брянской области проведена внеплановая выездная проверка, целью которой в соответствии с пунктом 5 распоряжения от 25.02.2014 № 42 являлся контроль выполнения пункта 6 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 01.03.2013 № 9/1/1. По результатам проверки ГУ МЧС России по Брянской области составлен акт проверки от 19.03.2014 № 42 и ТУ Росфиннадзора в Брянской области выдано предписание от 19.03.2014 № 42/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которым предписано в срок до 01.09.2014 выделить парильную и комплекс помещений сауны противопожарными перегородками 1-го типа. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ТУ Росфиннадзора в Брянской области в арбитражный суд с настоящим заявлением. Рассматривая требования заявителя в части признания недействительным предписания ГУ МЧС России по Брянской области от 19.03.2014 № 42/1/1 и удовлетворяя их, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Из анализа указанных процессуальных норм права следует, что для признания ненормативного акта недействительным либо действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закон № 69-ФЗ). В соответствии со статьей 1 Закона № 69-ФЗ требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности. В силу статьи 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Согласно статье 6 Закона № 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в числе прочего, выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты. Из статьи 37 Закона № 69-ФЗ следует, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. В предписании должно быть указано, какое положение закона нарушено, в чем заключается нарушение. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений. В соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375, в предписании должны быть указаны требования, подлежащие выполнению в целях устранения допущенного нарушения законодательства. Таким образом, основанием для выдачи проверяемому лицу предписания являются установленные должностными лицами органов пожарного надзора в ходе проведенной проверки факты нарушений требований пожарной безопасности. При этом на основании статьи 20 Федерального закона № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Пунктом 6.3.9 СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения", принятых и введенных в действие постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 № 108, установлено, что помещения встроенных бань сухого жара (саун) не допускается размещать в подвалах и смежно с помещениями, в которых находится более 100 чел. При устройстве встроенных саун необходимо соблюдение, в числе прочих, следующего требования: комплекс помещений сауны должен быть выделен в зданиях I, II, III степеней огнестойкости классов конструктивной пожарной опасности С0 и С1 противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа, в зданиях IV степени огнестойкости классов C0-C3 – противопожарными перегородками и перекрытиями не менее REI60. Из оспариваемого предписания ГУ МЧС России по Брянской области от 19.03.2014 № 42/1/1 следует, что ТУ Росфиннадзора в Брянской области предписано выделить парильную и комплекс помещений сауны противопожарными перегородками 1-го типа. Вместе с тем согласно пункту 3.4.3 ГОСТ Р 52493-2005 «Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 530-ст, под сауной следует понимать баню с парильной в виде камеры сухого жара, где воздух прогревается от печки-каменки, дровяной или электрической. Как пояснено представителем заявителя в ходе судебного заседания в судах первой и апелляционной инстанций, ТУ Росфиннадзора в Брянской области в связи с бюджетной нецелесообразностью использования служебных помещений (№ 114, № 116) административного здания заявителя в качестве парильной и значительными материальными затратами для приведения их в соответствие с требованиями пожарной безопасности, произвело переоборудование сауны посредством демонтирования электрической печи. Данное обстоятельство подтверждается представленной в материалы дела фотографией (л. д. 72). В связи с переоборудованием данных помещений ТУ Росфиннадзора в Брянской области обратилось в ФГУП «Ростехинвентаризация» (письмо от 25.02.2014 № 27-02-09/403) с просьбой внести изменения в технический паспорт нежилого помещения первого этажа здания (экспликация № 1, пункт 24), заменив его на подсобное. Согласно ответу ФГУП «Ростехинвентаризация» – Федеральное БТИ» от 04.03.2014, направленному в адрес ТУ Росфиннадзора в Брянской области, в технический паспорт вышеуказанного нежилого помещения внесены упомянутые изменения. Таким образом, на момент проведения ГУ МЧС России по Брянской области внеплановой выездной проверки у ТУ Росфиннадзора в Брянской области отсутствовало помещение парной, в связи с чем отсутствовала и обязанность по выделению ее противопожарными перегородками 1-го типа. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ГУ МЧС России по Брянской области вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представило. С учетом этого суд первой инстанции правомерно посчитал, что у ГУ МЧС России по Брянской области отсутствовали достаточные правовые основания для вывода о нарушении ТУ Росфиннадзора в Брянской области вышеприведенных норм и правил пожарной безопасности и, как следствие, обоснованно признал недействительным предписание ГУ МЧС России по Брянской области от 19.03.2014 № 42/1/1 по устранению выявленных при проверке нарушений. В то же время суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции в части удовлетворения требования ТУ Росфиннадзора в Брянской области о признании незаконными действий ГУ МЧС России по Брянской области в рамках внеплановой выездной проверки, проведенной 18.03.2014, исходя из следующего. В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом. Однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он, действительно, приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса. Из заявления ТУ Росфиннадзора в Брянской области от 08.04.2014 следует, что им заявлено также требование о признании незаконными Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2014 по делу n А68-6359/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|