Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 по делу n А62-5617/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

26 ноября 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А62-5617/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19.11.2014

Постановление изготовлено в полном объеме   26.11.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Федина К.А., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., при участии от          заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Стодолищенский жилищно-эксплуатационный участок» (Смоленская область, Починковский район, д. Стодолище, ОГРН 1096712000241, ИНН 6712009050) – Шувалова М.М. (директор), Никитенкова Р.Н. (доверенность от 22.09.2014), в отсутствие заинтересованного лица – Управления  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области  (г. Смоленск, ОГРН 1046758325118, ИНН 6730054024), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стодолищенский жилищно-эксплуатационный участок» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.10.2014 по делу № А62-5617/2014 (судья Яковенкова В.В.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Стодолищенский                          жилищно-эксплуатационный участок» (далее по тексту – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 15.08.2014 № 103/2014, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области (далее – управление, ответчик), о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной                  статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 07.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Считая принятое решение незаконным и необоснованным, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение полностью и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что судом не установлен факт эксплуатации обществом свалки возле д. Прилеповка.

Кроме того отмечает, что свалка возле д. Прилеповка не является объектом размещения отходов в понятии статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производств и потребления» и не подлежит регистрации в государственном реестре размещения отходов. Таким образом, полагает, что к ней не применимы положения статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производств и потребления», в том числе и пункт 3 о проведении мониторинга.

 Также указывает, что проверка проведена с нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В отзыве на апелляционную жалобу Управление  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Управление  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области, явку своего представителя не обеспечило. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения заинтересованного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации                 (далее – АПК РФ), обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,  на основании приказа от 06.08.2014 № 110/км проведена  рейдовая проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территории Починковского района Смоленской области, Стодолищенское с/п, 570 м севернее д. Прилеповка.

По итогам проведенной проверки составлен акт проверки от 07.08.2014 в котором отражено следующее: на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду не осуществляется мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами; объект размещения отходов (свалка ТБО) не внесен в ГРОРО.

При проведении мероприятий по контролю установлено, что свалка эксплуатируется ООО «Стодолищенский ЖЭУ» на основании соглашений на эксплуатацию свалки в районе д. Прилеповка от 01.07.2009, от 01.07.2014, заключенных с Администрацией Стодолищенского сельского поселения Починковского района Смоленской области.

 Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 29.05.2009 земельный участок с кадастровым номером 67:14:0030107 относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием под мусоросвалкой. ООО «Стодолищенский ЖЭУ» была получена лицензия на  деятельность по размещению опасных отходов от 23.04.2010 № ОП-04-000844(67) на свалке ТБО, расположенной по адресу: Смоленская область, Починковский район, Стодолищенское с/п, 570 м севернее д. Прилеповка.

По результатам мероприятий по контролю управлением составлен акт обследования территории от 07.08.2014, протокол от 07.08.2014 № 053/2014/э об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением Управления от 15.08.2014 № 103/2014 общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ с применением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Считая постановление административного органа незаконным,                                     общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава вменяемого обществу правонарушения, отсутствие существенных процессуальных нарушений в ходе административного преследования общества, и оснований для освобождения ООО «Стодолищенский ЖЭУ» от административной ответственности.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременной двух условий, а именно: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов в данном случае юридического лица.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1                 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами, регулируются соответствующим законодательством РФ (пункт 3 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ).

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) установлено, что отходы производства и потребления – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением – изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Федеральным законом № 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 89-ФЗ правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Так, в силу статьи 22 Федерального закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов, а также предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Частью 3 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ также предусмотрено, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с пунктом 17 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703, проект нормативов образования отходов и лимитов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 по делу n А09-204/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также