Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по делу n А68-1424/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

25 ноября 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула

Дело № А68-1424/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2014

Постановление изготовлено в полном объеме 25.11.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А.,  при участии представителей истца – министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (г. Тула,                      ОГРН 1077107000596, ИНН 7107099179) – Брусенцовой Е.Н. (доверенность от 03.10.2014 № 28) и представителей ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие «Тульские пассажирские перевозки» (г. Тула,                       ОГРН 1087154010008, ИНН 7107506233) – Рыбца М.М. (доверенность от 04.03.2014), Ревина В.В. (доверенность от 04.02.2014),  в отсутствие представителей третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Алексинское пассажирское автотранспортное предприятие», извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании  апелляционную жалобу министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.06.2014 по делу № А68-1424/2014                           (судья Андреева Е.В.), установил следующее.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие «Тульские пассажирские перевозки» (далее – ООО «Автотранспортное предприятие «Тульские пассажирские перевозки», общество, ООО АП «ТПП») об обязании прекратить заниматься деятельностью по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту № 263 «Алексин а/в - Тула а/в» до заключения договора с заявителем на спорный маршрут.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Алексинское пассажирское автотранспортное предприятие».

Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.06.2014 министерству транспорта и дорожного хозяйства Тульской области в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием в материалах дела надлежащих доказательств, подтверждающих опасность осуществления ответчиком перевозок пассажиров и багажа и создание им угрозы причинения вреда в будущем. Суд также отметил, что сам по себе факт наличия в пользовании или в собственности лица транспортных средств для перевозки пассажиров, багажа и действующей лицензии на перевозку не может свидетельствовать о вероятности причинения вреда при их эксплуатации в будущем (вредоносность деятельности).

В апелляционной жалобе министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области  просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, на несоответствие  выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что судом первой инстанции необоснованно не приняты в качестве доказательств осуществления деятельности перевозчика рапорты, составленные Управлением государственного автодорожного надзора по Тульской области на основании приказа от 08.01.2014 № 01/07. Апеллянт отмечает, что факт неосуществления деятельности в настоящий момент не исключает возможность осуществления обществом деятельности после принятия судом решения и, как следствие, причинения вреда в будущем. 

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Автотранспортное предприятие «Тульские пассажирские перевозки», опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

ООО «Алексинское пассажирское автотранспортное предприятие» отзыв                           на апелляционную жалобу не представило.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об  отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, по результатам конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области без предоставления льгот по проезду, в том числе по маршруту № 263 «Алексин (автовокзал) – Тула (автовокзал)» (лот № 3), проведенного министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, на основании протокола от 24.04.2012 министерством  с победителем конкурса –  ООО «Алексинское пассажирское автотранспортное предприятие»  заключен договор об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по указанному маршруту от 10.05.2012 № 22-01-30/07-12.

Срок действия договора: с 11.05.2012 по 11.05.2017 (пункт 7.1 договора).

В силу пункта  1.1 договора, приложения № 1 к  нему перевозчик принимает на себя обязательства по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области путем осуществления 110 рейсов, используя всего 23 автобуса (5 – вместимостью 21 – 50 мест, 18 –  вместимостью до 21 места).

Согласно реестру маршрутов, размещенному на официальном сайте министерства по адресу: http://transport.tularegion.ru/transp/reestr/), маршрут № 263 «Алексин – Тула» открыт 29.11.2007, переименован в маршрут № 263 «Алексин а/в - Тула а/в» на основании приказа Минтранса Тульской области от 06.09.2012 № 76.

ООО «Алексинское пассажирское автотранспортное предприятие» имеет паспорт автобусного маршрута № 263 «Алексин (а/в) – Тула (а/в)», который внесен в реестр маршрутов 06.09.2012 № 81.

На основании приказа Управления государственного автодорожного надзора по Тульской области от 08.01.2014 № 01/07, во исполнение плана совместных мероприятий министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, управлением осуществлена внеплановая проверка, в ходе которой установлено, что на маршруте № 263 «Алексин – Тула» осуществляет пассажирские перевозки ООО «Автотранспортное предприятие «Тульские пассажирские перевозки», имеющее лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), используя транспортные средства «ФОРД», «IVECO» с государственным регистрационным знаком: Р 753 ЕВ 71, Р 508 РР 71, Р 450 НР 71, о чем составлены рапорты от 16.01.2014 № 49, от 22.01.2014 № 58, от 30.01.2014 № 75.

Полагая, что ООО АП «ТПП» оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа на межмуниципальном маршруте Тульской области с нарушением закона, устанавливающего специальные требования к перевозчику, без заключения                                  с уполномоченным органом договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа, чем создает потенциальную опасность причинения вреда в будущем для неопределенного круга лиц, министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований является правильным исходя из следующего. 

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона                   от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Отношения по организации пассажирских перевозок на территории Тульской области регулируются Законом Тульской области от 24.07.2006 № 728-ЗТО                                «Об организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом               на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области» (далее по тексту – Закон № 728-ЗТО).

В силу пункта 1 статьи 3-1 Закона № 728-ЗТО привлечение перевозчиков                               к выполнению регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах осуществляется на основании договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах, заключаемого перевозчиком с уполномоченным органом по результатам конкурсов на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах.          

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона № 728-ЗТО организация транспортного обслуживания населения на пригородных и межмуниципальных маршрутах включает,                в частности, отбор перевозчиков для работы на маршрутах регулярных перевозок                            в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и нормативными правовыми актами администрации Тульской области и осуществление контроля за работой перевозчиков по соблюдению ими установленных норм и правил.

Пунктом 4 статьи 5 Закона № 728-ФЗ определено, что перевозчики допускаются                       к выполнению регулярных перевозок после заключения договоров с уполномоченным органом.

Постановлением администрации Тульской области от 03.08.2007 № 409                            «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Тульской области» утверждены Правила организации транспортного обслуживания населения на территории Тульской области (далее по тексту –  Правила транспортного обслуживания).

Постановлением администрации Тульской области от 09.02.2009 № 51 утвержден Порядок проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных

перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах                            в Тульской области (далее по тексту – Порядок проведения конкурса), организатором которого является Департамент транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (статья 3 раздела I Порядка проведения конкурса).

Судом первой инстанции сделано обоснованное заключение о том, что заключение договоров на выполнение пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам производится на конкурсной основе в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.

Организация конкурса и заключение в последующем договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок не направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Каждый перевозчик, имеющий лицензию на право                 перевозки пассажиров, вправе принять участие в данном конкурсе. Конкурс носит открытый характер, не содержит каких-либо дискриминационных условий для претендентов либо ограничений на участие в нем.

Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что осуществление деятельности по пассажирским перевозкам в отсутствие заключенного с уполномоченным органом договора является нарушением требований закона, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок специальные критерии к перевозчикам, угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимися этими услугами, а также другим участникам дорожного движения. 

Как усматривается из материалов дела, исковые требования мотивированы министерством тем, что ООО «Автотранспортное предприятие «Тульские пассажирские перевозки» незаконно осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршруту № 263 «Алексин а/в – Тула а/в»,  чем создает потенциальную опасность причинения вреда в будущем для неопределенного круга лиц.

Право заинтересованному лицу обратиться в суд с иском о запрещении деятельности, в результате которой был причинен вред или создается опасность причинения такого вреда в будущем, предоставлено статьей 1065 Гражданского кодекса  Российской Федерации.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2                             статьи 1065 Гражданского кодекса  Российской Федерации).

В соответствии с диспозицией пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя доказывания возможности причинения вреда в будущем, противоправность поведения причинителя вреда, и необходимости запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда, лежит на заявителе.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Судом установлено, что на основании приказа Управления государственного автодорожного надзора по Тульской области от 08.01.2014 № 01/07, во исполнение плана совместных мероприятий министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, управлением осуществлена внеплановая проверка, в ходе которой выявлено, что на маршруте № 263 «Алексин – Тула» осуществляет пассажирские перевозки                      ООО «Автотранспортное предприятие «Тульские пассажирские перевозки», имеющее лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по делу n А54-4272/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также