Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2014 по делу n А09-5447/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

14 ноября 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                     Дело   №  А09-5447/2014 

Резолютивная часть  постановления объявлена 11.11.2014

Постановление изготовлено в полном объеме 14.11.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., в отсутствие представителей истца – Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1023202743574,                           ИНН 3201001909), ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Брянсксоюзпечать» (г. Брянск, ОГРН 1073233000092, ИНН 3233014594), третьего лица – Управления имущественных отношений Брянской области (г. Брянск,                                      ОГРН 1053244057085, ИНН 3250059309), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Брянсксоюзпечать» на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.08.2014 по делу № А09-5447/2014                           (судья Данилина О.В.), установил следующее.

Брянская городская администрация (далее по тексту – истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с  исковым заявлением к обществу                    с ограниченной ответственностью «Брянсксоюзпечать» (далее по тексту – общество, ответчик) о демонтаже нестационарных торговых объектов – торговых киосков, расположенных в Фокинском районе г. Брянска: на пересечении улиц Дзержинского и Чапаева, о/д  № 8 (союзпечать); на пересечении проспекта Московского и улицы Дзержинского (союзпечать); по проспекту Московскому между домами № 22 – 24 (союзпечать); по улице Дзержинского, о/д  № 45 (союзпечать); по проспекту Московскому, о/д № 107 (союзпечать); по проспекту Московскому, о/д № 38 (союзпечать); по проспекту Московскому, о/д № 90 (союзпечать) в течение 15 дней с момента вступления решения  суда в законную силу, в случае неисполнения обществом                                   с ограниченной ответственностью «Брянсксоюзпечать» решения суда в установленный срок предоставить  право на демонтаж нестационарных объектов – торговых киосков, расположенных в Фокинском районе г. Брянска с последующим  взысканием расходов                         с общества с ограниченной ответственностью «Брянсксоюзпечать».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление имущественных отношений Брянской области.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.08.2014 заявленные требования  удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что ответчиком                                не представлены доказательства наличия у общества прав на использование земельных участков для размещения спорных киосков.

В апелляционной жалобе ООО «Брянсксоюзпечать» просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, не неполное выяснение судом обстоятельств дела, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом не учтено, что все торговые места, на которых установлены объекты ООО «Брянсксоюзпечать», были включены                                  в схему размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли, что подтверждается решением Брянского городского совета народных депутатов                              от 29.04.2009 № 53. Ссылается на то, что Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не предусматривает возможность исключения их схемы уже размещенных торговых объектов.

В отзыве на апелляционную жалобу Брянская городская администрация, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные  выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Управление имущественных отношений Брянской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, ООО «Брянсксоюзпечать» для размещения торговых киосков были предоставлены в аренду на срок с 01.06.2005 по 01.06.2010 земельные участки на основании заключенных между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации (арендодателем) и                                 ООО «Брянсксоюзпечать» (арендатором) договоров аренды  от 31.05.2005 № 33568,                      № 33573, № 33566, № 33563, № 33565,  № 33564,  № 33570.

 Впоследствии к указанным договорам Управлением имущественных отношений Брянской области (к нему перешли права арендодателя земельных участков) и                     ООО «Брянсксоюзпечасть» были подписаны дополнительные соглашения, по условиям которых сроки аренды были продлены до 01.10.2012.

Поскольку от арендодателя не поступило возражений по факту дальнейшего использования арендатором участков, и арендатор осуществлял такое пользование, то договоры аренды были возобновлены на неопределённый срок.           Уведомительными письмами от 10.10.2013 № 50-14439, № 50-14451, № 50-14440,               Управление имущественных отношений Брянской области известило                                        ООО «Брянсксоюзпечать» о прекращении договоров аренды и предложило ответчику                  не позднее трех месяцев с момента получения настоящего уведомления возвратить земельные участки, на которых установлены торговые киоски по актам приема-передачи.

Специалистами отдела муниципального контроля Брянской городской администрации 18.04.2014 произведены обследования земельных участков, расположенных в Фокинском районе г. Брянска: на пересечении улиц Дзержинского и Чапаева, о/д  № 8; на пересечении проспекта Московского и улицы Дзержинского; по проспекту Московскому между домами № 22 – 24; по улице Дзержинского, о/д  № 45;           по проспекту Московскому, о/д № 107; по проспекту Московскому, о/д № 38; по проспекту Московскому, о/д № 90, в ходе которых установлены факты нахождения киосков, принадлежащих обществу.   

Полагая, что ответчиком нарушены требования Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 № 803, Брянская городская администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом на обращение в суд за защитой обладает лицо, чьи права и законные интересы нарушены. 

Одной из основных задач судопроизводства в арбитражных судах в силу               статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае его самовольного занятия. В силу подпункта 4 пункта 2 данной статьи действия, нарушающие права на землю граждан или юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

В силу пунктов 2, 3 статьи 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Статья 305 ГК РФ  закрепляет право лица, хотя и не являющегося собственником, но владеющего имуществом по предусмотренному законом или договором основанию, требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

На основании пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003                           № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Таким образом, судом первой инстанции сделано обоснованное заключение, что Брянская городская администрация, как орган местного самоуправления в границах муниципального образования города Брянска осуществляет контроль за возведением недвижимых и движимых объектов (в том числе, нестационарных торговых объектов) и соблюдением порядка размещения данных объектов независимо от форм собственности и целевого назначения земель и в рамках предоставленных полномочий не лишена права на обращение с исками о сносе временных сооружений при наличии к тому фактических и правовых оснований.

Следовательно, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за возведением движимых и недвижимых объектов и соблюдения порядка размещения данных объектов осуществляет администрация, как орган местного самоуправления.

С учетом изложенного и учитывая положения пункта 2 статьи 215, пункта 2                  статьи 125 ГК РФ, пункта  3 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ, а также подпункта 15 пункта 1 статьи 9 Устава города Брянска, суд первой инстанции справедливо отметил, что администрация вправе осуществлять все полномочия собственника муниципального имущества, не запрещенные  законом, в том числе осуществлять снос объектов.

Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статья 10 Закона № 381-ФЗ).

В силу части 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 № 803, размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется на конкурсной основе в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утверждаемой Брянским городским Советом народных депутатов.         Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска утверждена решением Брянского городского Совета народных депутатов                       от 25.04.2012 № 781.

Решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 № 803, решение Брянского городского Совета народных депутатов от 25.04.2012 № 781  являются муниципальными правовыми актами, которые в силу действующего законодательства подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.         Как справедливо отмечено судом первой инстанции, места, на которых размещены торговые киоски ООО «Брянсксоюзпечать», о демонтаже которых заявлено в рамках настоящего дела, не включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Брянска, утвержденную решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25.04.2012 № 781.

Судом установлено и следует из материалов дела, что для размещения торговых киосков ООО «Брянсксоюзпечать» на срок с 01.06.2005 по 01.06.2010 были предоставлены в аренду земельные участки на основании заключенных между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации (арендодателем) и                                 ООО «Брянсксоюзпечать» (арендатором) договоров аренды  от 31.05.2005 № 33568,                      № 33573, № 33566, № 33563, № 33565,

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2014 по делу n А23-2438/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также