Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2009 по делу n А62-2776/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041,  г. Тула,  ул. Староникитская,  д.1

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула                                                                                      

19 января 2009 года                                                                    Дело №А62-2776/2008

                                                                                                                                                         

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                                                 Тимашковой Е.Н.,

судей                                                                                 Полынкиной Н.А., Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Гришиным И.В.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный      №20АП-4390/2008) ООО «Кристалл»

на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.10.2008  

по делу №А62-2776/2008 (судья Борисова Л.В.)

по заявлению ООО «Кристалл»

к МИФНС России №4 по Смоленской области

о признании незаконным требования от 13.06.2008 №27033,

при участии: 

от заявителя: не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом,

от ответчика: не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

 

общество с ограниченной ответственностью «Кристалл» (далее – ООО «Кристалл», Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Смоленской области (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным требования от 13.06.2008 №27033 в части уплаты пени по налогу на имущество предприятий в сумме 146 316 руб.

        Решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.10.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права. 

         Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле.

         Руководствуясь ст.156 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что неявка сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции, изучив доводы, изложенные в жалобе, с учетом представленного отзыва, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что решение в обжалуемой части не подлежит отмене по следующим основаниям.

         Как следует из материалов дела, ООО «Кристалл» в МИФНС России №4 по Смоленской области поданы заявления о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам и начисленным пеням и штрафам, датированные 28.11.2001. Дата поступления заявлений в налоговый орган обозначена 30.11.2001 (л.д.11).

         На основании решения о реструктуризации кредиторской задолженности №10 от 30.11.2001 Обществу было предоставлено право реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам в общей сумме 284 682 руб., в том числе:

 пени – 193 116 руб.;

 штрафы – 4 541 руб.;

по федеральным налогам 46 755 руб., в том числе:

пени – 42 822 руб.;

штрафы – 2 101 руб.;

по региональным налогам 237 927 руб., в том числе:

пени – 150 294 руб.;

штрафы – 2 440 руб.;

по местным налогам 0 руб., в том числе:

пени – 0 руб.;

штрафы – 0 руб.,

при условии обязательной уплаты текущих платежей и соблюдения погашения задолженности согласно прилагаемому графику (л.д.70).

         ООО «Кристалл» и налоговым органом согласованы графики погашения задолженности по налогам и сборам, штрафам и пеням (л.д.16-22). Согласно утвержденному графику датой начала погашения задолженности определен IV квартал 2001 года, датой окончания задолженности – III квартал 2007 года, т.е. равномерная уплата задолженности должна быть в течение 6 лет. Пени и штрафы должны были быть погашены в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам: с IV квартала 2007 года до III квартала 2011 года (л.д.16, 22).

         Решением от 28.03.2003 №1 налоговым органом Обществу списана задолженность по пеням и штрафам в сумме 44 923 руб. по федеральным налогам и сборам (НДС и спецналог), в том числе пени — 42 822 руб., штраф — 2101 руб., поскольку им уплачены досрочно в полном объеме платежи по графикам реструктуризации и текущие платежи по налогам и сборам (л.д.37-38).

         Межрайонной ИФНС России №4 по Смоленской области была проведена проверка выполнения ООО «Кристалл» условий по реструктуризации по состоянию на 01.01.2008, в ходе которой было установлено, что Обществом не уплачены платежи по графику реструктуризации по пеням и штрафам по налогу на имущество по сроку IV кв. 2007 года.

        По результатам проверки Инспекцией было принято решение №1 от 15.01.2008 об отмене решения №10 от 30.11.2001 о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам на общую сумму 147 403 руб., из них: пени по налогу на имущество — 146 316 руб., штрафы по сбору на нужды образовательных учреждений — 1087 руб. (л.д.71)

        В этой связи в адрес заявителя выставлено требование от 13.06.2008 №27033 (л.д.10).

Не согласившись с указанным требованием, полагая, что им нарушаются права и законные интересы налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал действия налогового органа правомерными.

Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Однако статьей 61 НК РФ предусмотрена возможность переноса установленного срока уплаты налога на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. Причем изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 №1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, согласно которому с суммы реструктурированной задолженности по налогам и сборам ежеквартально не позднее 15-го числа последнего месяца квартала уплачиваются проценты за пользование бюджетными средствами исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату вступления в силу Порядка.

Согласно п. 4 этого Порядка в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, а по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.

При этом в п. 5 Порядка проведения реструктуризации предусмотрено право налогоплательщика произвести досрочное (в течение двух и четырех лет) погашение задолженности по налогам и сборам и положительные последствия такого погашения - списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам.

Статьей 138 Закона Российской Федерации от 30.12.2001 №194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» установлено, что начиная с 2002 года производится списание соответствующих сумм задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением N 1002 и которые погасили (при соблюдении условия своевременного внесения текущих налоговых платежей) половину или полную сумму реструктурированной задолженности в течение двух или четырех лет соответственно, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 138 Закона о федеральном бюджете на 2002 год принято постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 №269 «О списании суммы задолженности по пеням и штрафам».

 Указанным постановлением установлено, что списание половины или полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили (при соблюдении условий своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течение соответственно двух или четырех лет половину или полную сумму задолженности, реструктурированной в соответствии с постановлением № 1002, производится Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности в соответствии с правилами, определенными этим министерством.

Согласно п. п. 1, 2 Правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, утвержденных Приказом МНС РФ от 30.04.2002 №БГ-3-29/235 (далее - Правила), при погашении реструктурируемой задолженности территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту нахождения организации производит списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию) с момента погашения указанной задолженности.

Также в соответствии с п. 7 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком.

В силу пункта 1 статьи 68 НК РФ действие отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

При нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора. При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно  (пункты 3 - 4 статьи 68 НК РФ).

Таким образом, при предоставлении налогоплательщику реструктуризации, которая по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога, срок уплаты налогов изменяется и определяется условиями предоставленной отсрочки. При прекращении решения о реструктуризации налогоплательщик обязан уплатить налоги, в отношении которых предоставлена рассрочка, в течение 30 дней с момента получения решения об отмене решения о предоставлении рассрочки. В этом случае срок для направления налоговым органом требования об уплате налога исчисляется с момента истечения 30 дней, предоставленных налогоплательщику для добровольной уплаты налога.

         Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения проверки выполнения ООО «Кристалл» условий по реструктуризации по состоянию на 01.01.2008 налоговым органом было установлено, что Обществом не уплачены платежи по графику реструктуризации по пеням и штрафам по налогу на имущество по сроку IV кв. 2007 года.

        В этой связи Инспекцией было принято решение №1 от 15.01.2008 об отмене решения №10 от 30.11.2001 о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам на общую сумму 147 403 руб. и выставлено соответствующее требование от 13.06.2008 №27033.

Довод Общества о том, что ему должна быть списана задолженность по пеням и штрафам по налогу на имущество, поскольку им уплачены налоговые платежи, не может быть принят во внимание апелляционным судом.

В силу п.5 Порядка проведения реструктуризации предусмотрено право налогоплательщика произвести досрочное (в течение двух и четырех лет) погашение задолженности по налогам и сборам и положительные последствия такого погашения - списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам.

При погашении половины реструктурируемой задолженности в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).

При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).

Из смысла данной правовой нормы следует, что эти положения применимы при досрочном погашении реструктурируемой задолженности и своевременном внесении текущих налоговых платежей.

Как усматривается из материалов дела, ООО «Кристалл» воспользовалось правом досрочного погашения лишь в части федеральных налогов (НДС и спецналога), так

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2009 по делу n А68-8418/08-605/15. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также