Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 по делу n А54-2584/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

21 октября 2014 года21 октября 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

 Дело №  А54-2584/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  14.10.2014

Постановление изготовлено в полном объеме  21.10.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Данилиной Олеси Викторовны на решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.05.2014 по делу № А54-2584/2013 (судья Картошкина Е.А.), установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Нестеров Роман Васильевич (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, обществу с ограниченной ответственностью «АварКом», Федеральному государственному бюджетному         учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Рязанской области об  установлении Управлением Росреестра по Рязанской области с  01.01.2010  по 31.12.2013 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150002:60, расположенного по адресу: г. Рязань,                           ул. Владимирская, д. 1, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2008, а именно: 1 572 700 руб., понуждении Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (в лице филиала Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области) внести изменения в государственной кадастр недвижимости посредством исключения из государственного кадастра недвижимости с 01.01.2010 по 31.12.2013 сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150002:60, в размере 8 046 422 руб. 40 коп., и  удельного показателя в размере 5 525 руб. 63 коп., и внесения изменения в государственный кадастр недвижимости, указав с 01.01.2010 по 31.12.2013 в качестве новой кадастровой стоимости – рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150002:60 в размере 1 572 700 руб. (с учетом уточнения).

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Рязанской области, Данилину Олесю Викторовну, администрацию города Рязани, Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области.

Решением арбитражного суда исковые требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым судебным актом, Данилина Олеся Викторовна обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает неверным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку на момент разрешения судом настоящего спора установлена новая кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 01.01.2013, утвержденная постановлением Правительства Рязанской области от 19.12.2013, вступившего в законную силу с 01.01.2014. Указывает, что изменение кадастровой стоимости в связи с принятием нового постановления, утвердившего результаты кадастровой оценки, применяемых с 01.01.2014, были учтены истцом в его заявлении об уточнении исковых требований, ИП Нестеров Р. В. просил внести изменения за период, предшествующий принятию новой кадастровой оценки. Ссылается на то, что установление новой кадастровой оценки с 01.01.2014 не является препятствием для исчисления налоговых выплат на основании сведений кадастра о кадастровой стоимости за период с 01.01.2010 по 31.12.2013, также как не может являться препятствием для внесения изменения в сведения кадастра, распространяющего свое действие на период, не относящийся к установленной кадастровой стоимости, применяемой с 01.01.2014.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.04.2005 (т. 1, л. д. 16) индивидуальный предприниматель Нестеров Роман Васильевич является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150002:60, категория земель: земли поселений, общей площадью                 1456,2 кв.м., расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Владимирская, 1.

Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 № 324 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области» были утверждены: кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Рязанской области (приложение № 1 к постановлению), средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов Рязанской области (приложение      № 2 к постановлению), средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов и городских округов Рязанской области (приложение № 3 к постановлению).

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области были утверждены по состоянию на 01 января 2008 года. Постановление вступило в силу с 01 января 2010 года.

В соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009            № 324 кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка составила                    8 046 422 руб. 40 коп., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка   (т. 1, л. д. 17-18).

В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельного участка истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка.

Согласно отчету индивидуального предпринимателя Драницына Александра Александровича от 07.12.2012 № 44/12, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150002:0060 по состоянию на 01 января 2010 года составила 1 441 600руб.

Ссылаясь на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, истец обратился в арбитражный суд с иском.

В процессе рассмотрения спора, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11, истец представил отчет индивидуального предпринимателя Драницына Александра Александровича от 27.11.2013 № 118/13, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150002:0060 по состоянию на 01 января 2008 года составила 1 572 700 руб.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

На основании части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом. В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно Федеральному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Как следует из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Как предусмотрено пунктами 1 и 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования земель учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.

Пунктом 1.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

На основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.

Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

Так как заявленное истцом требование рассматривается по правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, то в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства рыночной стоимости земельного участка должен представить истец.

В данном случае в обоснование действительной рыночной стоимости земельного участка истцом представлен отчет индивидуального предпринимателя Драницына Александра Александровича от 27.11.2013 № 118/13, согласно которому по состоянию на 01 января 2008 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150002:0060 составила 1 572 700 руб.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 25.06.2013 №10761/11 разъяснил, что статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Закон об оценочной деятельности прямо не называет дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Вместе с тем, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 по делу n А62-2039/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также