Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 по делу n А09-810/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

21 октября 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула

Дело № А09-810/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  21.10.2014

Постановление изготовлено в полном объеме 21.10.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Тимашковой Е.Н., судей Рыжовой Е.В. и Тучковой О.Г, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., при участии от истца – индивидуального предпринимателя Наумцева Сергея Васильевича (г. Почеп Брянской области, ОГРНИП 304325225900042,   ИНН 322400135102) – Козлова С.В. (доверенность от 10.08.2012), в отсутствие представителей ответчиков – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области (г. Брянск), управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365), третьих лиц – правительства Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525), администрации города Новозыбкова Брянской области (г. Новозыбков Брянской области,                                ОГРН 1023201535280, ИНН 3204002160), уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.07.2014 по делу № А09-810/2014 (судья  Прокопенко Е.Н.), установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Наумцев Сергей Васильевич (далее – истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области (далее – кадастровая палата) и к управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области (далее – управление) об установлении кадастровой стоимости следующих земельных участков:

– с кадастровым номером 32:31:180101:16, площадью 53 334 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Новозыбков, урочище Красуха (южный промышленный узел), в размере 8 437 400 рублей,

– с кадастровым номером 32:31:180101:7, площадью 15 000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Новозыбков, урочище Красуха (южный промышленный узел), в размере 2 574 800 рублей (с учетом уточнения).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Брянской области и администрация г. Новозыбкова Брянской области.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.07.2014 уточненные исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, правительство Брянской области подало апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт,

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, предприниматель является собственником земельных участков:

– с кадастровым номером 32:31:180101:16, площадью 53 334 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Новозыбков, урочище Красуха (южный промышленный узел),

– с кадастровым номером 32:31:180101:7, площадью 15 000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Новозыбков, урочище Красуха (южный промышленный узел).

Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.

Согласно кадастровым справкам, выданным ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области, в соответствии с указанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:31:180101:16, площадью                       53 334 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Новозыбков, урочище Красуха (южный промышленный узел), составила 45 100 830 рублей 42 копейки, с кадастровым номером 32:31:180101:7, площадью                           15 000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Новозыбков, урочище Красуха (южный промышленный узел), составила 12 538 350 рублей.

Полагая, что кадастровая стоимость спорных земельных участков завышена, истец обратился в арбитражный суд.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 изложена правовая позиция, согласно которой законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются.

Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ                                  «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ) предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Поскольку различие между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заключается в различных методах оценки (при определении кадастровой стоимости используется метод массовой оценки, при определении рыночной стоимости –  метод индивидуальной оценки), принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости») (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11).

В подтверждение своей позиции истцом в материалы дела были представлены отчеты об оценке от 27.06.2013 № 98/13 и № 97/13, составленные ООО «Деловое партнерство», согласно которым рыночная стоимость земельного участка земельного участка с кадастровым номером 32:31:180101:16, площадью 53 334 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Брянская обл.,                                г. Новозыбков, урочище Красуха (южный промышленный узел) по состоянию на 01.01.2010 определена в размере 4 533 тыс. рублей, земельного участка с кадастровым номером 32:31:180101:7, площадью 15 000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Новозыбков, урочище Красуха (южный промышленный узел), по состоянию на 01.01.2010 определена в размере                       1 275 тыс. рублей.

Поскольку статьей 17.1 Закона № 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика судом по ходатайству истца назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010, проведение которой было поручено эксперту Любомирову Константину Николаевичу ООО «Ко-Инвест Брянск». На разрешение эксперта поставлен вопрос об определении рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2010.

Согласно заключению эксперта ООО «Ко-Инвест Брянск»                                                 Любомирова Константина Николаевича от 29.05.2014 № 14-10Э рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:31:180101:16, площадью 53 334 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Брянская обл.,                               г. Новозыбков, урочище Красуха (южный промышленный узел) по состоянию на 01.01.2010 определена в размере 8 437 400 рублей, земельного участка с кадастровым номером 32:31:180101:7, площадью 15 000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Новозыбков, урочище Красуха (южный промышленный узел), по состоянию на 01.01.2010 определена в размере                                2 574 800 рублей.

Таким образом, экспертное заключение свидетельствует о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков действительно существенно отличается от определенной экспертом рыночной стоимости этих земельных участков.

В силу статьи 12 Закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств оспаривания указанного экспертного заключения, а также иного отчета в обоснование своих возражений ответчиками не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Оценив представленное экспертное заключение наряду с другими доказательствами по делу по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта от 29.05.2014 № 14-10Э.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007                          № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 по делу n А09-7099/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также