Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 по делу n А62-659/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

05 сентября 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                          Дело № А62-659/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2014

Постановление изготовлено в полном объеме   05.09.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Волковой Ю.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Илюхиной Е.Е., при участии от истца – общества с ограниченной ответственностью «Консоль» (г. Смоленск,                          ОГРН 1026701452073, ИНН 6730027790) – Киселевой Н.А. (доверенность от 02.03.2014), от ответчика – муниципального образования «город Смоленск» в лице                                финансово-казначейского управления администрации города Смоленска (г. Смоленск, ОГРН 1086731003226, ИНН 6730075200) – Мамонтовой Н.В. (доверенность от 09.01.2014), в отсутствие представителей третьих лиц: управления муниципального строительства администрации города Смоленска (г. Смоленск, ОГРН 1086731003490, ИНН 6730075377), областного государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства Смоленской области» (г. Смоленск, ОГРН 1096731003522, ИНН 6730081331), уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу финансово-казначейского управления администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.06.2014 по делу № А62-659/2014 (судья Воронова В.В.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Консоль» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд с исковыми требованиями к муниципальному образованию «город Смоленск» в лице финансово-казначейского управления администрации города Смоленска (далее – ответчик, управление) о взыскании задолженности в сумме 7 850 337 рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 849 146 рублей 88 копеек за период с 06.04.2011 по 10.01.2014.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление муниципального строительства администрации города Смоленска, областное государственное казенное учреждение «Управление капитального строительства Смоленской области».

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 05.06.2014 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован ненадлежащим исполнением управлением обязательств по оплате подрядных работ, выполненных обществом в рамках муниципального контракта.

           В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

           Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

           Как усматривается из материалов дела, между истцом и управлением муниципального строительства администрации города Смоленска заключен муниципальный контракт от 25.08.2008 №  40/08 (далее – контракт), в соответствии с которым подрядчик обязуется в срок до 01.07.2010 по поручению заказчика выполнить работы по строительству пристройки к муниципальному лечебному профилактическому учреждению «Поликлиника № 6», расположенному по адресу: г. Смоленск,                       ул. Коммунистическая, д. 5А.

           Согласно пункту 1.4 контракта работа считается выполненной после подписания акта приемки-сдачи выполненных работ или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

           В соответствии с пунктом 2.1 контракта начальная (максимальная) цена контракта составляет 81 600 тыс. рублей, в том числе финансирование текущего года                                         8 900 тыс. рублей. После подписания контракта заказчик выплачивает подрядчику аванс в размере 30 % от финансирования года с отсрочкой платежа в 20 календарных дней.

           Пунктами 2.4 и 2.5 контракта предусмотрено, что заказчик оплачивает работу после подписания акта приемки-сдачи выполненных работ, путем перечисления денежных средств, указанных в пункте 2.1, на расчетный счет подрядчика с удержанием ранее выданного аванса пропорционально объемам выполненных работ, а окончательный расчет производит по факту выполнения работ не позднее 15 дней после подписания сторонами акта сдачи приемки всего объема работ, указанного в контракте.

          Исходя из содержания пункта 3.2 контракта приемка работ осуществляется в течении 10 дней со дня получения акта сдачи-приемки выполненных работ, по истечении которых заказчик обязан направить подрядчику подписанный акт или мотивированный отказ от приемки работ.

           Согласно пункту 5.3 контракта в случае нарушения установленных сроков начала и окончания работ подрядчик уплачивает заказчику пеню в размере 1/300 процентной ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки исполнения обязательства.

           Срок действия контракта в пункте 8.1 определен с момента подписания и до полного исполнения сторонами взятых на себя обязательств, а в части оплаты до полно исполнения денежных обязательств заказчиком.

           Дополнительными соглашениями к контракту  от 20.01.2009 № 1, от 11.03.2009                № 2, от 01.07.2009 № 3, от 09.11.2009 № 4, от 10.12.2009 № 5, от 19.01.2010 № 6 стороны неоднократно изменяли редакцию пункта 2.1 в части определения объема финансирования в 2008 – 2011 годах, определив финансирование в 2008 году в размере                  2 670 тыс. рублей, в 2009 году в размере 6 302 294 рублей, в 2010 году в размере                            4 900 тыс. рублей, в 2011 году в размере 67 727 706 рублей, исходя из которого заказчику уплачивается аванс в размере 30 % от финансирования текущего года с отсрочкой платежа в 20 календарных дней. Кроме того, дополнительным соглашением к контракту  от 01.07.2010 № 7 стороны изменили конечную дату выполнения работ с 01.07.2010 на 31.12.2011.

          Во исполнение условий контракта истец согласно актов о приемке выполненных работ от 19.12.2008 № 04  на сумму 139 976 рублей, от 19.12.2008 № 02 на сумму                             228 758 рублей, от 19.12.2008 № 01 на сумму 1 578 282 рубля, от 23.12.2008 № 03 на сумму 1 271 913 рубля, от 18.03.2009 № 08 на сумму 216 821 рубль, от 18.03.2009 № 07 на сумму 271 425 рублей, от 12.08.2009 № 06  на сумму 467 345 рублей, от 07.10.2009 № 10  на сумму 185 943 рубля, от 07.10.2009 № 09 на сумму 1 992 875 рублей, от 28.10.2009 № 13 на сумму 28 800 рублей 26 копеек, от 28.10.2009 № 12 на сумму 824 621 рубль 19 копеек, от 28.10.2009 № 11 на сумму 47 832 рубля 27 копеек, от 23.11.2009 № 14  на сумму                       191 585 рублей, от 30.11.2009 № 15 на сумму 111 035 рублей, от 25.05.2010 № 16 на сумму 1 285 726 рублей, от 25.06.2010 № 17 на сумму 543 175 рублей, от 28.07.2010 № 18 на сумму 166 839 рублей, от 21.10.2010 № 21 на сумму 1 029 083 рубля 60 копеек, от 21.10.2010 № 20 на сумму 106 017 рублей 56 копеек, а заказчик принял без замечаний результаты работ на общую сумму 10 688 052 рубля 88 копеек, оплата которых произведена в соответствии платежными поручениями от 04.02.2009 № 709 на сумму                  825 321 рубль, от 12.02.2009 № 804 на сумму 239 518 рублей, от 14.04.2009 № 781 на сумму 1 045 801 рубль, от 18.05.2009 № 926  на сумму 439 421 рубль, от 06.08.2009 № 569 на сумму 417 500 рублей, от 20.08.2009 № 50 на сумму 327 141 рубль, от 27.10.2009 № 767 на сумму 1 743 054 рубля, от 18.11.2009 № 940 на сумму 412 988 рублей, от 03.12.2009                   № 76 на сумму 191 586 рублей, от 22.12.2009 № 11 на сумму 111 035 рублей, от 03.03.2010 № 574  на сумму 1 470 тыс. рублей, от 08.06.2010 № 218 на сумму 900 009 рублей, от 30.06.2010 № 787  на сумму 380 222 рубля, от 06.08.2010 № 787 на сумму 1 355 199 рублей, от 29.10.2010 № 541 на сумму 794 570 рублей на общую сумму 10 653 365 рублей.

           В период с 11.01.2011 по 10.03.2011 истцом согласно акту о приемке выполненных работ от 10.03.2011 № 22 работы на объекте выполнены на сумму 7 850 337 рублей и указанный акт вместе со справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 10.03.2011 № 13 согласно сопроводительного письма от 11.03.2011 № 96 переданы заказчику для приемки работ и их оплаты. Указанная документация повторно направлена в управление муниципального строительства администрации города Смоленска письмом от 21.03.2011  № 98.

           В нарушение условий договора заказчик приемку и оплату выполненных истцом работ не произвел.

           Истец 21.04.2011 вручил заказчику претензию с требованием об оплате выполненных работ в сумме 7 850 337 рублей, которая оставлена адресатом без ответа и удовлетворения.

            Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.

            Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции признал требования истца правомерными.

           Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям.

           В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее  –                     ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

           В связи с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

           В рассматриваемом случае обязательства сторон возникли из муниципального контракта от 25.08.2008 №  40/08, который по своей правовой природе является договором подряда и регулируется нормами главы 37 ГК РФ.

Правоотношения сторон, возникшие между истцом и ответчиком на основании  государственного контракта, регулируются главой 4 ГК РФ и Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, размещение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9  Закона № 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений данного Федерального закона.

Государственный контракт или муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном  Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

В силу пункта 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее – государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В соответствии с пунктом 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

К государственному контракту применяются общие положения  Гражданского кодекса Российской Федерации и договора подряда (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

           Согласно пункту 1 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.

           В соответствии со статьей 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

           Пунктом 1 статьи 746 ГК РФ предусмотрено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 Кодекса.

           Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (статьи 711 и 746 ГК РФ).

           В силу пункта 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

           Таким образом, документом, удостоверяющим выполнение подрядчиком работ и их приемку заказчиком, является акт приемки работ.

Факт выполнения работ на сумму 7 850 337 рублей подтверждается актом о приемке выполненных работ от 10.03.2011 № 22.

Однако доказательств полной оплаты выполненных истцом работ на момент рассмотрения дела по существу ответчиком не представлено.

Распоряжением администрации города Смоленска от 26.09.2008 № 1254-р/адм функции муниципального заказчика по строительству пристройки к                                         МПЛУ  «Поликлиника № 6» возложены на УМС администрации г. Смоленска.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц                           УМС администрации г. Смоленска по своей организационно-правовой форме является бюджетным учреждением и в соответствии с Положением, утвержденным

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 по делу n А09-10085/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также