Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2014 по делу n А62-1361/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

01 сентября 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело №  А62-1361/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   27.08.2014

Постановление изготовлено в полном объеме    01.09.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Капустиной Л.А., судей Волковой Ю.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корнеевой Е.В., при участии от истца – общества  с  ограниченной  ответственностью  «МК-Лоджистикс» (Смоленская область, с. Самуйлово,    ОГРН 1095047008341, ИНН 5047107823) – Семенова  М.Ю.  (доверенность  от  03.02.2014),  Новохатского А.Е. (доверенность от 30.04.2014), от ответчика – Смоленского  областного  государственного  бюджетного  учреждения  ветеринарии  «Гагаринская  станция  по  борьбе  с  болезнями  животных»  (Смоленская область,   г. Гагарин, ОГРН 1046724300017, ИНН 6723011358) – Паничевой  Н.Г.  (выписка из ЕГРЮЛ),  Говрашкова  В.Н. (доверенность от 05.05.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью               «МК-Лоджистикс» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.06.2014 по делу № А62-1361/2014 (судья Яковенкова В. В.), установил следующее.

Общество  с  ограниченной  ответственностью  «МК-Лоджистикс» (далее  – общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковыми требованиями  к    Смоленскому  областному  государственному  бюджетному  учреждению  ветеринарии  «Гагаринская  станция  по  борьбе  с  болезнями  животных»  (далее – учреждение) об обязании заключить договор  оказания ветеринарных  услуг  (услуг  по  проведению  ветеринарно-санитарной экспертизы  скота  при  убое  и  переработке  животных,  а  также  выдаче ветеринарных свидетельств) на безвозмездной основе (т. 1, л. д. 3).

Решением суда от 17.06.2014 (т. 1, л. д. 117) в удовлетворении исковых требований отказано. Суд  указал, что услуги, в отношении которых истец  требует заключить договор, являются платными, не относятся к функциям ветеринарного надзора, а потому  не могут оказываться безвозмездно. Кроме того, первая инстанция  указала, что ответчик  не отказывался от заключения договора, ввиду чего требование о понуждении к его заключению не подлежит удовлетворению и по этому основанию. С иском об урегулировании разногласий истец не обращался.

В апелляционной жалобе общество  просит решение отменить, исковые требования удовлетворить. Оспаривая судебный акт, заявитель  указывает на то, что истец обращался к ответчику с предложением заключить договор, при этом предполагалось, что все действия с его стороны будут осуществляться безвозмездно. В ответ на обращение ответчик направил протокол разногласий, предложив заключить договор на его условиях одним из  которых является оплата мероприятий в рамках государственного ветеринарного надзора согласно прейскуранту, утвержденному приказом главного управления ветеринарии Смоленской области от 30.06.2011 № 133. Ссылается на то, что в соответствии с действующим законодательством на ответчика возложена обязанность обеспечить деятельность на мясокомбинате подразделения, осуществить  проведение в полном объеме ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и других продуктов убоя скота и птицы согласно порядку, установленному ветеринарными правилами. Обращает внимание на то, что при заключении договора между сторонами остались нерегулируемые разногласия  как по виду, так и по основным положениям договора. Вместе с тем с тем с требованием об урегулировании разногласий истец не обращался. Считает, что суд первой инстанции неправильно установил гражданско-правовой характер договора, а также что заключение договора в силу статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации для настоящего спора является обязательным.  Отмечает, что применяемые ответчиком расценки на платные услуги определяются на момент предоставления услуг по прейскуранту.

В отзыве учреждение просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Возражая против довода истца о безвозмездном характере оказываемых услуг, ссылается на то, что  платные ветеринарные услуги не являются составной частью государственного ветеринарного надзора. Отмечает, что спорный договор является публичным, в том числе в части проведения государственной ветеринарной экспертизы и выдачи ветеринарных сопроводительных документов.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей истца и ответчика, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, 26.12.2013 общество  направило  в  адрес учреждения посредством  почтовой  связи  письмо  с  предложением  заключить договор  об оказании ветеринарных услуг с приложением проекта договора, по условиям которого   учреждение  обязано  осуществлять государственный ветеринарный надзор за поступающими на принадлежащий обществу  мясокомбинат,  расположенный  по  адресу:  Смоленская  область, Гагаринский район, с. Самуйлово, живым скотом (птицей), мясным  сырьем и подконтрольными  вспомогательными  материалами,  в  том  числе:  проводить ветеринарное  обследование  скота  (птицы)  при  приемке  на  мясокомбинат перед  убоем,  проводить  в  полном   объеме  ветеринарно-санитарную экспертизу мяса и продуктов  убоя мяса  (птицы), проводить  клеймение  туш (продуктов убоя скота), выдавать ветеринарные свидетельства, заключения и другие  ветеринарные  документы,  удостоверяющие  ветеринарно-санитарное благополучие выпускаемой продукции на безвозмездной основе (т. 1, л. д. 13).

Письмом  от  14.01.2014 учреждение направило  в  адрес  общества  протокол разногласий  с  предложением  заключить  договор  об  оказании  платных ветеринарных услуг на 2014 год в иной  редакции (т. 1, л. д. 22)

 Пунктами 5.1 – 5.4 договора предусмотрен порядок и  условия платежей и расчетов. В  этих пунктах указано,  что  расценки  на  платные  ветеринарные  услуги  определяются  на момент  предоставления  услуг  по  прейскуранту,  утвержденному  приказами главного  управления  ветеринарии Смоленской  области  и  размещенному  на официальном  сайте  по  адресу  http://admin.smolensk.ru;  сдача-приемка оказанных  услуг  производится  ежемесячно  путем  подписания  актов выполненных  работ;  оплата  за  оказанные  услуги  производится  ежемесячно не позднее 25 числа текущего месяца.

Полагая, что учреждение необоснованно уклоняется от заключения договора, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Иски о понуждении к заключению договора и урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, имеют самостоятельные предметы и различные основания.

Основанием иска о понуждении к заключению договора является уклонение от такого действия, которое характеризуется отсутствием воли обязанной стороны на заключение договора. Предъявление иска о понуждении к заключению договора на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно только при условии отсутствия совершения обязанной стороной каких-либо действий по его заключению, согласованию условий или направлению протокола разногласий другой стороне.

При заявлении иска о передаче на рассмотрение суда разногласий, возникших при заключении договора, его основанием является не уклонение стороны от заключения договора, а различное толкование сторонами условий, на которых заключается договор, и, подлежащих применению к ним правовых норм.

Таким образом, при изменении предмета иска с требования о понуждении к заключению договора на требование о разрешении разногласий одновременно меняется и основание иска, что не допускается процессуальным законом.

В рассматриваемом случае истец направил в адрес ответчика проект договора об оказании ветеринарных услуг, предложив ответчику оформить данный договор надлежащим образом и возвратить в его адрес.

Ответчик, не отказываясь от заключения договора, направил в адрес общества протокол разногласий с предложением заключить договор в иной редакции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Поскольку учреждение не уклонялось от заключения договора, напротив, направило в адрес истца соответствующий проект, оснований для понуждения ответчика к заключению с истцом договора в судебном порядке не имелось.

При несогласии с условиями, изложенными в направленном в адрес истца протоколе  разногласий,  общество могло передать вопрос  об урегулировании  разногласий на рассмотрение суда.

Избрание истцом ненадлежащего способа защиты является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Несогласие   истца с выводом суда  о платности ветеринарных услуг судебная коллегия не принимает.

    Перечнем, согласованным с Министерством экономики и финансов Российской Федерации № 5-ф, определены ветеринарные услуги, выполняемые за счет средств бюджета и платные ветеринарные услуги, оказываемые продуктивным и непродуктивным животным в хозяйствах и предприятиях независимо от подчиненности и форм собственности. К платным ветеринарным услугам, в частности, отнесена выдача ветеринарных документов (ветсвидетельства, справки, паспорта и регистрационные удостоверения).

В соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» (далее - Закон о ветеринарии) одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации является осуществление государственного ветеринарного надзора (статья 1). Это - деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.

Государственный ветеринарный надзор направлен, в частности, на:

выявление и установление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных;

разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства;

надзор за проведением организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм и правил;

применение мер, направленных на пресечение нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.

Государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 3 статьи 5 настоящего Закона, а также другими лицами в порядке, определяемом положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Учреждение, являясь государственным и частью системы Государственной ветеринарной службы, призвано осуществлять ветеринарный надзор в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

В соответствии с Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476, федеральный государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований в области ветеринарии, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок указанных органов и лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Основным содержанием государственного ветеринарного надзора является профилактика заразных и массовых незаразных болезней животных и обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарном отношении путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства.

В связи с принятием Закона Российской Федерации  «О защите прав потребителей» постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 № 898 в соответствии с Законом о ветеринарии разработаны и утверждены Правила оказания платных ветеринарных услуг. Названные правила определяют порядок и условия предоставления платных ветеринарных услуг владельцам (физическим лицам) животных, продуктов животноводства и других видов продукции, подконтрольной ветеринарной службе.

Так, к платным ветеринарным услугам, в частности, относится оформление и выдача ветеринарных документов (ветеринарные проходные свидетельства, сертификаты, справки, паспорта, регистрационные удостоверения и др.).

Платные ветеринарные услуги оказываются, в том числе, на основе заключения договора.

Довод заявителя о том, что Правила оказания платных ветеринарных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998                  № 898 не подлежали применению судом к отношениям юридических лиц, реализующих продукцию, переработанную промышленным способом, со ссылкой на решение  Верховного Суда Российской Федерации от 27.10.2009 № ГКПИ09-723, в данном случае правового значения не имеет.

Согласно Перечню платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями Государственной ветеринарной службы Российской Федерации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденному Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 20.01.1992 № 2-27-145 и согласованному с Министерством экономики и финансов Российской Федерации 28.01.1992 № 5-ф, выдача ветеринарных сопроводительных документов (ветсвидетельств, справок, паспортов и регистрационных удостоверений)

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2014 по делу n А68-4666/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также