Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 по делу n А23-4040/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)27 августа 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула Дело № А23-4040/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2014 Постановление изготовлено в полном объеме 27.08.2014 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Волковой Ю.А. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Илюхиной Е.Е., при участии от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «ИМАКС-51» (Калужская область, г. Обнинск, ОГРН 1024000944615, ИНН 4025066956) – Чепеленко Е.И. (доверенность от 14.10.2013) и Фадеева А.В. (доверенность от 22.08.2014) (после перерыва), от заинтересованного лица – администрации города Обнинска (Калужская область, г. Обнинск, ОГРН 1024000944615, ИНН 4025001211) – Клименко А.Г. (доверенность от 27.12.2013) (до перерыва), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Обнинска на решение Арбитражного суда Калужской области от 26.05.2014 по делу № А23-4040/2012 (судья Акимова М.М.), установил следующее. Общество с ограниченной ответственностью «ИМАКС-51» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к администрации города Обнинска (далее – администрация) о признании незаконным изложенного в письме от 05.07.2012 № 01-14/1100 отказа в предоставлении в собственность земельного участка, площадью 2 093 кв. метров с кадастровым номером 40:27:030302:51 по адресу: Калужская область, г. Обнинск, ул. Гагарина; о возложении на администрацию обязанности заключить договор купли-продажи вышеназванного земельного участка на условиях, предусмотренных действующим законодательством на момент подачи заявления о выкупе (т. 1, л. д. 6). До рассмотрения спора по существу заявитель, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил требования и просил признать незаконным отказ в предоставлении в собственность земельного участка, изложеный в письме от 05.07.2012 № 01-14/1100 и возложить на ответчика обязанность принять решение о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 2 093 кв. метров с кадастровым номером 40:27:030302:51 (т. 1, л. д. 126). Судом уточнение принято. Решением суда от 29.01.2013 (т. 2, л. д. 4), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013 (т. 2, л. д. 48), требования удовлетворены в полном объеме. Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 07.08.2013 (т. 2, л. д. 101) судебные акты отменены и дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области. Решением суда от 26.05.2014 (т. 5, л. д. 46), принятым по результатам нового рассмотрения дела, заявленные требования удовлетворены. Суд, руководствуясь заключением судебной экспертизы, пришел к выводу о том, что спорный земельный участок не располагается на землях общего пользования и в границах красных линий, а потому не является ограниченным в обороте. В связи с этим первая инстанция посчитала действия администрации по отказу в приватизации участка незаконными и нарушающими права общества, предусмотренные статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе администрация просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель указывает на отсутствие необходимости в проведении экспертизы, поскольку устанавливаемые по делу обстоятельства не требуют специальных познаний, а относятся к области правовых знаний. В обоснование данного довода указывает на то, что в состав генерального плана 2007 года, который исследовался экспертом, не входит план красных линий, поскольку данные условные обозначения принимаются при разработке проектов планировки и проектов межевания. Поскольку ул. Гагарина, на которой расположен спорный участок, не планировалось реконструировать и застраивать, основания для разработки проекта планировки и межевания отсутствовали. Считает необоснованным вывод суда об отсутствии красных линий профиля ул. Гагарина, отмечая, что в силу ранее действовавшего законодательства эти линии проходили по границам микрорайонов, в генеральном плане 1971 года эти границы обозначены. Генеральный план 2007 года не предусматривает каких-либо изменений спорной территории по сравнению с генеральным планом 1971 года, в связи с чем изменений в проект застройки не вносилось. Указывает, что в соответствии со статьей 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок был включен в зону ОД-2 при утверждении Правил землепользования и застройки г. Обнинска по факту его существования и использования под автостоянку. Считает, что суд в обоснование права выкупа спорного участка неправомерно сослался на Правила землепользования и застройки г. Обнинска, отмечая, что в силу статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. В отзыве общество просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Выражает несогласие с доводом администрации об отнесении спорного земельного участка к территориям общего пользования, указывая, что арендует его длительное время, территория участка огорожена и на него отсутствует свободный доступ неопределенного круга лиц. Считает, что аргумент администрации о нахождении земельного участка в границах красных линий опровергается экспертным заключением. В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее. В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 21.08.2014 был объявлен перерыв до 14 час 00 мин 26.08.2014. Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение подлежит отмене, требования общества – оставлению без удовлетворения. Как видно из материалов дела, общество является собственником объекта недвижимости – сооружения (автостоянки), общей площадью 2 100 кв. метров по адресу: Калужская область, г. Обнинск, ул. Гагарина, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.07.2002 № 033053 (т. 1, л. д. 27). 14.06.2002 между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) был заключен договор аренды № 383, предметом которого являлся земельный участок площадью 0,2093 га, расположенный по адресу: г. Обнинск, ул. Гагарина, под стоянку автотранспорта, сроком на 10 лет. 21.06.2002 земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 40:27:030302:51. Письмами от 09.04.2012 и 12.04.2012 общество, в связи с окончанием срока действия договора аренды от 14.06.2002, обращалось к администрации с просьбами о его перезаключении на 49 лет, на которые администрация сообщила об отсутствии у нее намерений на продление или перезаключение договора аренды (письмо от 04.06.2012 за № 01-14/1583). 05.06.2012 общество обратилось к администрации с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность (т. 1, л. д. 19). Письмом от 05.07.2012 № 01-14/1100 (т. 1, л. д. 18) администрация отказала в предоставлении земельного участка в собственность, сославшись на то, что он необходим для муниципальных нужд – обустройства пешеходного бульвара от центра города к рынкам и магазинам по ул. Гагарина, автостоянок общего пользования, благоустройства и озеленения территории. Считая, что отказ администрации противоречит закону и нарушает права и законные интересы общества в области предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (часть 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации). В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Таким образом, красные линии являются частью проекта планировки территории города (подп. «а» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (части 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц. В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. В части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Таким образом, не могут быть приватизированы в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, в пределах границ которых проходят как существующие, так и планируемые в соответствии с градостроительной документацией красные линии, улицы и автомобильные дороги. В постановлении суда кассационной инстанции по настоящему делу указано на необходимость рассмотрения вопроса о том, входил ли спорный земельный участок на момент подачи заявления на выкуп в границы красных линий в соответствии с генпланом 2007 года. В силу статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план является документом территориального планирования, который содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В соответствии с частью 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Таким образом, генеральный план города является основным документом территориального планирования, определяющим развитие городской территории. Следовательно, при решении вопроса о возможности продажи в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка, расположенного на территории городского округа, уполномоченный орган местного самоуправления обязан учитывать содержащиеся в генеральном плане городского округа сведения о планируемых к размещению в пределах границ данного земельного участка объектах местного значения, а также существующие красные линии. При наличии в генеральном плане городского поселения указанных сведений орган местного самоуправления в силу положений части 4 статьи 28, абзаца 2 части 7 статьи 36 и части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации обязан принять решение об отказе в предоставлении в собственность соответствующего земельного участка, испрашиваемого лицом в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно разъяснению, содержащемуся в абзаце 4 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают доводы исполнительных Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 по делу n А23-75/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|