Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по делу n А09-9650/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)05 августа 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула Дело № А09-9650/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 05.08.2014 Постановление изготовлено в полном объеме 05.08.2014 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Тучковой О.Г. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., при участии от ответчиков: Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) – Лавреновой К.Н. (доверенность от 06.11.2013), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) – Кривенковой Е.А. (доверенность от 09.01.2014), в отсутствие истца – Игнатенкова Владимира Владимировича и третьих лиц – администрации Суземского района Брянской области и правительства Брянской области, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Игнатенкова Владимира Владимировича, установил следующее. Игнатенков Владимир Владимирович обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области (далее – кадастровая палата) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее – управление) о возложении обязанности изменить внесенную в государственный кадастр и единый государственный реестр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:24:0560112:90, площадью 2 507 кв. метров, расположенного по адресу: Брянская область, гт. Суземка, ул. Брянская, 15 «Д», на рыночную стоимость в размере 440 000 рублей (т. 1, л. д. 3). До рассмотрения спора по существу истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и просил установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере рыночной стоимости в сумме 440 000 рублей, а также возложить на кадастровую палату обязанность внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости (т. 1, л. д. 79). Судом уточнение принято. Определением суда от 25.11.2013 (т. 1, л. д. 72), принятым на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Суземского района Брянской области (далее – администрация). Решением суда от 24.12.2013 исковые требования удовлетворены (т. 1, л. д. 95). Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой. Определением от 13.03.2014 (т. 1, л. д. 140) апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции в силу следующего. При рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Согласно положениям статьи 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости. Из представленных в дело доказательств следует, что результаты кадастровой оценки в Брянской области утверждены постановлением администрации Брянской области (в настоящее время – правительство Брянской области (закон Брянской области от 20.12.2012 № 92-З «О правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области»)) от 30.11.2012 № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов». Таким образом, правительство Брянской области, являясь органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принимает непосредственное участие в процессе определения и утверждения кадастровой стоимости земель Брянской области, в том числе спорных земельных участков, и, соответственно, при рассмотрении настоящего спора затрагиваются его права и обязанности, в связи с чем оно привлечено апелляционным судом к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В судебном заседании представители ответчиков пояснили, что не имеют правового интереса в рассмотрении настоящего спора и оставляют его разрешение на усмотрение суда. Истец и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на сайте суда, в суд апелляционной инстанции представителей не направили. Истец заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, которое, с учетом мнений представителей ответчиков, удовлетворено судебной коллегией на основании статей 41, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебное разбирательство проводилось в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела и доводы искового заявления, выслушав представителей ответчиков, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему выводу. Как видно из материалов дела, между администрацией (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 14.12.2011 № 141211106 (т. 1, л. д. 11), по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять в аренду на условиях договора земельный участок с кадастровым номером 32:24:0560112:90, площадью 2 507 кв. метров, расположенный по адресу: Брянская область, п. Суземка, ул. Брянская, 15 «Д» на срок до 13.12.2014 для строительства автосервиса. Поскольку земельный участок образован в 2011 году, для расчета его кадастровой стоимости применен удельный показатель квартала, в котором он расположен (т. 2, л. д. 42), утвержденный постановлением администрации Брянской области от 20.01.2003 № 30. Кадастровая стоимость земельного участка составила 1 057 954 рублей, а размер арендной платы на момент заключения договора – 23 804 рублей в год. Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 утверждены актуализированные результаты кадастровой оценки земель, в результате чего кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 3 080 902 рублей 44 копеек, а размер арендной платы, определенный на ее основании, – 138 641 рубля в год (т. 1, л. д. 21). Считая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно завышена, истец обратился в ООО «РОСЭКСПЕРТИЗА», составившее отчет, согласно которому рыночная стоимость земельного участка на дату проведения актуализированной кадастровой оценки – 01.01.2010 – равна 440 000 рублей (т. 1, л. д. 25). Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка, отраженная в сведениях государственного кадастра недвижимости, значительно превышает его рыночную стоимость, Игнатенков В.В. обратился в арбитражный суд с настоящим иском. В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил). По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости. В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Кадастровую стоимость спорного земельного участка, равную его рыночной стоимости, необходимо определять по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость. Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, положения главы III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза. Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В соответствии с представленным истцом отчетом ООО «РОСЭКСПЕРТИЗА» рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 440 000 рублей (т. 1, л. д. 26). Рыночная стоимость спорного земельного участка была определена экспертом на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость по результатам кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением администрации Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по делу n А68-11483/13. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|