Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 по делу n А68-7016/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

29 июля 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                             

г. Тула                                                                                                     Дело №  А68-7016/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года.        

Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2014 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Сентюриной И.Г. и Можеевой Е.И.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамыриной Е.И., при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью «Алексинская тепло-энергокомпания» - представителя Дружкина Р.А. (доверенность от 14.05.2014), от общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление № 3» - директора Козлова С.И. (приказ от 21.08.2013), представителя по доверенности Шевяковой И.Н., в отсутствие других лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, рассмотрев исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Алексинская тепло-энергокомпания» по делу № А68-7016/2013 (судья Шабанова Т.Ю.),  установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Алексинская тепло-энергокомпания» (далее – ООО «АТЭК», истец) обратилось в Арбитражный суд Тульской области к обществу с ограниченной ответственностью «Строительное управление № 3» (далее – ООО «СУ № 3») о взыскании убытков в сумме 35678 руб. 13 коп.

Решением Арбитражного суда Тульской области  от 14.03.2014 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ООО «Строительное управление № 3» подало апелляционную жалобу.

По причине принятия судом первой инстанции решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, определением от 15.05.2014 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для суда первой инстанции, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечен Фефилов Алексей Александрович.

Изучив материалы дела и доводы искового заявления и отзывов на него, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению исходя из следующего. 

Судом установлено, что ООО «Алексинская тепло-энерго компания» как энергоснабжающая организация осуществляет подачу тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения через присоединенную тепловую сеть абонентам города Алексина, в том числе жителям второй и третьей секций многоквартирного жилого дома № 14 по улице Дружбы города Алексина, застройщиком которых является            ООО «Строительное управление № 3» и Фефилов А.А.

Поставка тепловой энергии во вторую и третью секцию названного многоквартирного жилого дома осуществляется через ввод тепловой сети, присоединенной к сетям ООО «Алексинская тепло-энерго компания», протяженностью 66,5 м/п.

Управление первой секцией дома осуществляется ТСЖ «Дружба» путем заключения договора с ОАО «Муниципальная Управляющая компания г. Алексина», во второй и третьей секциях – непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.

Полагая, что ООО «Строительное управление № 3» является законным владельцем ввода тепловой сети как Заказчика по Договору подряда № 28/12-п от 19 сентября 2012 года (акт приемки выполненных работ КС-2 от 12.11.2012), ООО «Алексинская тепло-энерго компания» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из доказанности ООО «АТЭК» совокупности обстоятельств, являющихся основанием для привлечения ООО «СУ № 3» к ответственности в соответствии со ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а именно: наличия противоправного поведения Ответчика; наличия убытков у Истца и их размер; наличие причинно-следственной связи между действиями Ответчика и наступившими у Истца убытками.

Истцом в качестве убытков ко взысканию предъявлены расходы на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (потери тепловой энергии).

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В отсутствие договорных отношений, регулирующих права и обязанности сторон в данном правоотношении (по возмещению стоимости нормативных потерь) к спорным отношениям подлежат применению положения Федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере теплоснабжения: Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ от 06.08.2004 № 20-э.

Отношения по энергоснабжению регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу особенностей энергии как товара правоотношения по купле-продаже тепловой энергии неразрывно связаны с отношениями по передаче тепловой энергии через присоединенную сеть. Эти отношения регулируются правовыми нормами о возмездном оказании услуг (глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В связи с технологическими особенностями процесса транспортировки тепловой энергии до конечных потребителей в ходе транспортировки часть энергии теряется: генерирующая компания отпускает в сети ответчика одно количество, а потребители получают меньшее. При этом  утрата  тепловой             энергии (технологические потери)  происходит  в  сетях транспортирующей организации.

Законодательство о снабжении энергией через присоединенную сеть (в том числе тарифное регулирование) построено таким образом, что при нормальном функционировании субъектов рынка теплоснабжения (теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и иных владельцев сетей, а также потребителей) их отношения опосредуются договорами, гарантирующими каждому из них определенное благо и исключающими убытки за счет другого субъекта.

В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В результате того, что часть тепловой энергии расходуется на передачу по тепловым сетям, то есть возникают потери, эта часть энергии абонентом принята быть не может. Таким образом, все расходы, понесенные энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи тепловой энергии на энергоустановку абонента (включая плановые потери в тепловых сетях) –  это расходы по исполнению обязательства, вытекающего из договора энергоснабжения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» при регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций.

Согласно Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом ФСТ от    06.08.2004    №   20-э    (далее    -    Методические    указания),    тарифы    на    тепловую    энергию, поставляемую потребителям, включают в себя стоимость тепловой энергии и стоимость услуг по ее передаче энергоснабжающими организациями и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии.

В соответствии с пунктом 58 Методических указаний при определении платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям учитываются следующие расходы: расходы на эксплуатацию тепловых сетей и расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях). К эксплуатационным технологическим затратам и потерям относятся затраты и потери теплоносителя (сетевой воды, пара) в пределах установленных норм, а также потери тепловой энергии с затратами и потерями теплоносителя и через теплоизоляционные конструкции. Нормативные потери тепловой энергии определяются по формуле и включаются калькуляцию расходов по передаче тепловой энергии.

Согласно Письму ФСТ России от 18.02.2005 № СН-570/14 «О разъяснениях к Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», а также пунктам 61, 61.2 Методических указаний плата за услуги по передаче тепловой энергии представляет собой сумму платежей за содержание тепловых сетей и за потери тепловой энергии. При этом принимается во внимание, что регулируемая организация осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии и одновременно по ее продаже потребителям. В этом случае нормативные технологические потери тепловой энергии указанной организации включаются в состав необходимой валовой выручки этой организации. В случае, когда организация осуществляет деятельность только по передаче тепловой энергии без осуществления деятельности по ее продаже, нормативные технологические потери тепловой энергии, связанные с процессом ее передачи, следует включать в необходимую валовую выручку организации, осуществляющей деятельность по производству тепловой энергии, если иное не оговорено в договоре.

Согласно пункту 3.19 Методических рекомендаций по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации 19.01.2002, потери тепловой энергии в сетях от границы балансовой принадлежности до места установки расчетных приборов учета относятся на владельца сетей.

При этом в Методических указаниях по расчету тарифов (цен) на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2у, установлено, что энергоснабжающая организация не вправе включить в тариф на тепловую энергию расходы на оплату тепловых потерь в сетях сторонних организаций.

Из приведенных положений закона следует, что Истец, осуществляющий теплоснабжение жилищного фонда, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. При этом лишь владелец тепловых сетей может включить в тариф, определяющий стоимость передаваемой конечным потребителям тепловой энергии, стоимость потерь, возникающих при транспортировке энергии в принадлежащих ему сетях. В противном случае организации, осуществляющей теплоснабжение, причиняются убытки в виде стоимости потерь тепловой энергии при ее транспортировке (разница между переданной и оплаченной тепловой энергией).

В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что                             ООО «Строительное управление № 3» является надлежащим Ответчиком по делу, поскольку является законным владельцем спорной тепловой сети, созданной им на основании Договора подряда от 19.09.2012 № 28/12-п и принятой на основании Акта о приемке выполненных работ от 12.11.2012, что также подтверждается Письмом от 11.12.2012 № 219 о принятии на коммерческий учет узла тепловой энергии второй и третьей секции жилого дома.

Доказательств, свидетельствующих о передаче указанного имущества в муниципальную собственность или жителям спорного многоквартирного дома Ответчиком в нарушение ст.65 АПК РФ не представлено.

Вместе с тем согласно Правилам определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, застройщик обязан был передать сети в муниципальную собственность.

Поскольку Ответчик является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность на свой риск (ст.2 ГК РФ), то несвоевременное обращение за оформлением передачи спорных объектов в муниципальную собственность, которое зависит исключительно от его волеизъявления, является его предпринимательским риском и не может служить основанием для его освобождения от обязательства по оплате Истцу тепловых потерь.

Несмотря на то, что право собственности   на   спорные   тепловые   сети   не   зарегистрировано   за   Ответчиком,   именно   он является их легитимным владельцем, который должен нести бремя содержания указанного имущества, и может в любой момент распорядиться им путем передачи в муниципальную собственность или жителям многоквартирного дома.

Исходя из изложенного бездействие Ответчика, создавшего объект самовольной постройки (спорного участка сети), выразившееся в неорганизации передачи соответствующих сетей в муниципальную собственность с целью дальнейшего определения эксплуатирующей организации в отношении тепловых сетей, не позволило Истцу включить стоимость потерь в тарифы на тепловую энергию.

 При этом судом апелляционной инстанции установлено, что согласно мировому соглашению, утвержденному

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 по делу n А09-10628/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также