Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 по делу n А68-1274/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1, web: www.20aas.arbitr.ru, e-mail: 20aas@ mail.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

19 декабря 2008 года

Дело №А68-1274/2008-110/5

 

Резолютивная часть постановления объявлена  21 ноября 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  19 декабря 2008 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тиминской О.А.,      

судей                                   Полынкиной Н.А., Еремичевой Н.В.,                    

по докладу судьи              Тиминской О.А.,      

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  ОАО «Туланефтепродукт»

на решение Арбитражного суда Тульской области

от 04.09.2008г. по делу №А68-1274/2008-110/5 (судья Драчен А.В.), принятое

по заявлению  ОАО «Туланефтепродукт»

к  Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тульской области

о признании недействительным предписания №1 от 26.02.2008 г.

при участии: 

от заявителя: Воронина Н.В. – вед. ю/к (дов. №73-2008/10 от 28.07.2008г. – пост.), Комаров С.В. – представитель (дов. №2-2008/10 от 09.01.2008г. – пост.)

от ответчика: Новиков В.В. – представитель (дов. №8-28/977 от 29.10.2008г. – пост.), Давыдов С.В. – представитель (дов. №8-29/3 от 10.01.2008г. – пост.)

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Туланефтепродукт» обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным акт-предписание Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тульской области №1 от 26.02.2008г. в части требований об устранении нарушений, указанных в пунктах 2.16-2.20, 2.23, 3.1, 3.2, 4.1-4.5, 5.8, 6.1, 6.5, 6.17,7.6,8.1-8.7,9.4-9.6, 10.8, 11.5, 11.7,11.10, 12.1-12.3, 13.1, 13.2 Перечня отступлений от требований промышленной безопасности, безопасности в электроэнергетике, выявленных в процессе комплексного обследования.

Решением суда от 04.09.2008г. заявленные требования удовлетворены частично. Акт-предписание №1 Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тульской области от 26.02.2008 г. в части пункта 1 в отношении требования о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов всех АЗС, эксплуатирующихся ОАО «Туланефтепродукт», пункта 2 в отношении требования об устранении нарушений по п.п. 2.16, 2.17, 2.19, 2.20, 2.23, 3.2, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 6.1, 6.5, 6.17, 10.8, 11.7, 12.1-12.3, 13.1, 13.2 Перечня отступлений от требований промышленной безопасности, безопасности в электроэнергетике, выявленных в процессе комплексного обследования, признан недействительным.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в апелляционную инстанцию с жалобой.

Учитывая, что стороны не заявили возражений, апелляционная инстанция на основании ч.5 ст.268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в связи со следующим.

Судом установлено, что Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тульской области совместно с должностными лицами ФГУ «Тульский ЦСМ» и Государственной инспекции труда в Тульской области было проведено комплексное обследование ОАО «Туланефтепродукт» на предмет соблюдения требований промышленной безопасности, по результатам которого составлен акт-предписание №1 от 26.02.2008г.

Данным актом выявлен ряд нарушений, список которых содержится в Перечне отступлений от требований промышленной безопасности, безопасности в электроэнергетике, при этом предприятию предложено:

1. Устранить нарушения в установленные предписанием сроки, в том числе:

-  зарегистрировать в Государственном реестре ОПО все АЗС, эксплуатирующиеся ОАО «Туланефтепродукт» в срок: до 21.03.2008 г.

-   обеспечить в установленном порядке подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности соответствующих работников предприятия;

-  по получении предписания в установленном порядке обеспечить подготовку и проверку знаний: ответственному за электрохозяйство и его заместителю для присвоения соответствующей группы по электробезопасности «ТНП».

2. Разработать мероприятия по устранению выявленных нарушений, согласовать их с Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тульской области. Срок: до 01.04.2008 г.

3. Распорядительным документом ознакомить работников предприятия с содержанием предписания.

4. Информацию (уведомление) об устранении выявленных нарушений с указанием конкретных мер по каждому пункту настоящего предписания представлять в соответствующие отраслевые отделы Управления не чаще 1 раза в месяц;

5. Должностных лиц, допустивших выявленные нарушения, за исключением лиц, привлеченных к административной ответственности, привлечь к дисциплинарной ответственности в установленном порядке.

Частично не согласившись с указанным ненормативным правовым актом, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Ответчик признал факт неправомерного включения в предписание пунктов 2.16.; 2.17.; 2.19.; 2.20.; 2.23.; 4.3.; 4.4.; 6.1.; 6.5.; 6.17.; 10.8 Перечня отступлений от требований промышленной безопасности, что в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято судом.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований относительно пункта 3.1., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что его включение в предписание правомерно.

Согласно п. 3.1 Перечня отступлений от требований на Тульской нефтебазе не предусмотрены меры по максимальному снижению взрывоопасности технологических блоков, входящих в технологическую систему нефтебазы, а именно: не обеспечено макси­мальное ограничение их выбросов из технологического оборудования взрывопожароопасных веществ при аварийной разгерметизации, на резервуарах с ЛВЖ и ГЖ отсутствует быстродействующая запорная арматура с дистанционным управлением, устанавливаемая за обвалованием; отсутствует дистанционное управление, установкой на вводах технологических трубопроводов нефтепродуктов к объекту - насосной, что нарушает п.п.2.6.16, 2.6.41, 2.8.20, 2.8.21 ПБ 09-560-03.

Довод заявителя о неправильном применении ПБ 09-560-03, в то время как применению подлежали ПБ 03-585-03, отклоняется.

Из пункта 1.3. «а» ПБ 03-585-03 следует, что Правила предназначены для применения при проектировании, изготовлении, монтаже, эксплуатации, модернизации, ремонте и консервации технологических трубопроводов на опасных производственных объектах; при проведении экспертизы промышленной безопасности технологических трубопроводов.

Согласно 1.4. ПБ 03-585-03 Правила распространяются на проектируемые, вновь изготавливаемые и модернизируемые стальные технологические трубопроводы, предназначенные для транспортирования газообразных, парообразных и жидких сред в диапазоне от остаточного давления (вакуума) 0,001 МПа (0,01 кгс/см2) до условного давления 320 МПа (3200 кгс/см2) и рабочих температур от минус 196 град. С до 700 град. С и эксплуатирующиеся на опасных производственных объектах.

Возможность распространения требований Правил на конкретные группы, категории и типы технологических трубопроводов определяется условиями эксплуатации и при необходимости обосновывается расчетами и устанавливается в проекте.

В то же время согласно п.1.3. ПБ 09-560-03 настоящие Правила предназначены для применения: а) при проектировании, строительстве, эксплуатации, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасных производственных объектов:

- нефте- и газоперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности и других производств, связанных с обращением и хранением токсичных и окисляющих веществ, а также веществ, способных образовывать паро-, газо- и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси;

- нефтепродуктообеспечения;

- получения, хранения (слива-налива) и применения взрывоопасных веществ, включая водород, аммиак, сжиженные углеводородные газы и легковоспламеняющиеся жидкости;

б) при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на указанных в пункте "а" объектах;

в) при проектировании, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий и сооружений на опасных производственных объектах, указанных в пункте "а";

г) при проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, указанных в пункте "а".

Таким образом, «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» ПБ 09-560-03 являются специальными по отношению к «Правилам устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов» ПБ 03-585-03, устанавливающим общие требования. Следовательно, применение ПБ 09-560-03 в рассматриваемом случае применительно к эксплуатации опасного производственного объекта – нефтебазы, является правомерным.

Ссылка заявителя на п.4.17 03-585-03 отклоняется, поскольку этим пунктом установлено, что запорная арматура с условным проходом Dу более 400 мм должна применяться с механическим приводом (шестеренчатым, червячным, электрическим, пневматическим, гидравлическим и др.). Выбор типа привода обуславливается соответствующими требованиями технологического процесса и устанавливается в проекте. Запорная арматура с электроприводом должна иметь дублирующее ручное управление.

В этой связи исполнение данного пункта требует обязательного наличия управляющего привода (шестеренчатым, червячным, электрическим, пневматическим, гидравлическим и др.) для запорной арматуры с условным проходом Dу более 400 мм, вместе с тем запрета на применение данных управляющих приводов для запорной арматуры с условным проходом Dу менее 400 мм данным пунктом не установлено.

Также апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции относительно п.5.8. Перечня акта-предписания №1, в соответствии с которым на Тульской нефтебазе в проекте 4217-002.03 АСКУ не отражено оснащение резервуаров поз.1-8 датчиками температуры, плотности, уровня подтоварной воды, что нарушает п. 2.6.5 ПБ 09-560-03, Технологический регламент оснащения и проект.

Согласно п.2.6.5 ПБ 09-560-03 для проведения операций по приему, хранению и отпуску нефти и нефтепродуктов стальные вертикальные резервуары, в зависимости от свойств хранимого продукта, должны быть оснащены техническими устройствами, основными из которых являются:

- приемо-раздаточные патрубки с запорной арматурой;

- дыхательная и предохранительная арматура;

- устройства для отбора пробы и подтоварной воды;

- приборы контроля, сигнализации и защиты;

- устройства подогрева;

- противопожарное оборудование;

- вентиляционные патрубки с огнепреградителями.

Полный комплект устанавливаемых на резервуаре устройств и оборудования и схема их расположения определяются в проектной документации.

Заявителем представлена пояснительная записка Системы автоматизированного учета нефтепродуктов и управления технологическими процессами нефтебазы (АСКУ НБ), согласно которой в состав АСКУ НБ входит система измерений «Шанс» ГАРЮ.407633.001.

Паспорт системы измерительной «Шанс-М» содержит перечень датчиков, устанавливаемых на резервуаре.

Вместе с тем, на момент проверки схема расположения устройств и оборудования на резервуаре отсутствовала. Проект АСКУ такой схемы не содержал, что является нарушением п.2.6.5 ПБ 09-560-03.

Ссылка апелляционной жалобы на наличие такой схемы отклоняется. Представленная в апелляционную инстанцию схема является только частью проекта, поскольку содержит описание и работы составных частей измерительных систем.

В то же время, помимо текстовой части (пояснительной записки) полный комплект устанавливаемых на резервуаре устройств должен быть отражен еще в графической части.

Кроме того, как указано выше, в схеме представлена только измерительная часть, электрическая, технологическая и т.п. части, которые в совокупности и составляют проект, отсутствуют. 

Довод апелляционной жалобы об отмене п.7.6. Перечня также подлежит отклонению.

В пункте 7.6 Перечня отступлений от требований указано, что не проведена предаттестационная подготовка и проверка знаний в области ПБ при эксплуатации ОПО - участка транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом, в т.ч., по «Правилам безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (РД 15-73-94) с изменениями (ПБИ 15-461 (73)-02): директора по нефтебазам и транспорту ОАО «ТНП» Чендева СВ.; директора, гл.инженера, механика Тульской н/б ОАО «ТНП» Осьминкина С.Н.; Тюрина А.В., Левина В.Н.; директора и гл.инженера Новомосковоской н/б Чендева Ю.М., Козлова СВ., нач. отдела ОТ, ПБ и ООС Вебицкого М.М., что нарушает п.1.1.9 РД 15-73-94 с изм. ПБИ 15-461 (73)-02) и п.п.3,4, 5,10 (а), 11,12 РД-03-19-07.

Согласно свидетельству о регистрации в реестре опасных производственных объектов от 30.10.2007 г. №А11-10666 ОАО «Туланефтепродукт» имеет Участок транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом нефтебазы Новомосковской.

Пунктом 1.1.9 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (РД 15-73-94) с изменением (ПБИ 15-461 (73)-02) установлено, что руководящие работники, специалисты предприятий и организаций магистрального и промышленного железнодорожного транспорта независимо от форм собственности, причастные к перевозкам опасных грузов, а также занятые изготовлением и ремонтом вагонов и контейнеров для их перевозки, должны сдавать экзамены на знание настоящих Правил не реже 1 раза в три года.

При этом п.1.1.2. РД 15-73-94 определяет, что настоящие Правила являются обязательными для грузоотправителей, грузополучателей, работников магистрального и промышленного железнодорожного транспорта, участвующих в процессе перевозки опасных грузов, осуществляющих сопровождение и (или) охрану их в пути следования; ими должны руководствоваться все предприятия и организации (независимо от форм собственности), занимающиеся изготовлением, техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава и контейнеров для перевозки опасных грузов, а также транспортно - экспедиционным обслуживанием грузоотправителей и грузополучателей.

Однако

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 по делу n А09-2570/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также