Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 по делу n А68-4271/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

08 мая 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула

Дело № А68-4271/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  06.05.2014

Постановление изготовлено в полном объеме 08.05.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Давыдовой Л.С., при участии от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Курьер»» (г. Тула,        ОГРН 1027100592177, ИНН 7104009018) – Орлова Б.А. (доверенность от 20.03.2014  № 2),

от заинтересованного лица – министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (г. Тула, ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078) – Чехлатовой О.А. (доверенность от 31.01.2014 № 20-01-21/1071), в отсутствие представителя третьего лица: Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Курьер» на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.02.2014 по делу № А68-4271/2013 (судья Косоухова С.В.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Курьер» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области (далее – министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении обществу подписанного уполномоченным лицом договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 71:30:020601:159, расположенного по адресу: г. Тула,                                р-н Привокзальный, пр-т Красноармейский, площадью 2598,00 кв. м; обязании передать обществу подписанный уполномоченным лицом договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 71:30:020601:159, расположенного по адресу: г. Тула,                       р-н Привокзальный, пр-т Красноармейский, площадью 2598,00 кв. м на условиях проекта договора купли-продажи земельного участка от 14.02.2013, а также передать документы, необходимые для государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок в управлении Росреестра по Тульской области.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил требования и просил признать незаконным и отменить пункт 1 распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 05.06.2013 № 610 в части установления выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 71:30:020601:159, площадью 2598 кв. м, расположенного по адресу:  г. Тула, Привокзальный район, пр-т Красноармейский, в размере                                                   723 723 рублей  56 копеек; обязать министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, а именно: внести изменения в пункт 1 распоряжения от 05.06.2013 № 610, установив цену выкупа земельного участка с кадастровым номером 71:30:020601:159, площадью 2598 кв. м, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, пр-т Красноармейский, в размере 26 823 рублей 05 копеек.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции, признав распоряжение от 05.06.2013 № 610 в обжалуемой части незаконным, в то же время указал на то, что выбранный заявителем способ защиты не приведет к восстановлению его нарушенных прав.

           Не согласившись с решением суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

           Как усматривается из материалов дела, заявитель являлся собственником нежилого здания, расположенного по адресу: г. Тула, Красноармейский пр-т, д. 44, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 71 АБ                        № 394961.

           Общество 15.05.2012 обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:30:020601:159, площадью 2598 кв. м.

           Министерство 18.01.2013 вынесло распоряжение  № 39 о предоставлении обществу в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, Красноармейский пр-т, в соответствии с которым заявителю предоставлен земельный участок с кадастровым номером 71:30:020601:159 площадью 2598 кв. м в собственность по цене 26 823 рублей 05 копеек.

           Общество 14.02.2013 подписало проект договора купли-продажи земельного участка, подготовленный министерством, и уплатило сумму договора в размере                         26 823 рублей 05 копеек платежным поручением от 18.02.2013 № 129.

           Указанные документы были переданы заявителем министерству для подписания договора купли-продажи земельного участка.

          Общество 15.04.2013 обратилось в министерство с заявлением о передаче ему подписанного экземпляра договора купли-продажи земельного участка, либо о сообщении причин отказа в его подписании.

           Бездействие министерства, выразившееся в неподписании договора купли-продажи земельного участка, послужило причиной обращения общества в суд с иском о признании бездействия незаконным.

           Министерство 05.06.2013 вынесло распоряжение № 610 о предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 71:30:020601:159, площадью 2598 кв. м, в собственность по цене 723 723 рубля 56 копеек, которым признано утратившим силу распоряжение от 18.01.2013 № 39.

           В связи с этим 14.06.2013 между министерством и обществом заключен договор б/н купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 71:30:020601:159, в котором  цена земельного участка указана в размере 723 723 рублей 56 копеек.

          Платежным поручением от 08.07.2013 № 556 обществом произведена оплата в размере 696 900 рублей 51 копейки, в назначении платежа указано: покупка земельного участка с кадастровым номером 71:30:020601:159 по договору б/н от 14.06.2013, что в совокупности с первым платежом от 18.02.2013 составило сумму договора от 14.06.2013 – 723 723 рубля 56 копеек.

           Право собственности заявителя на спорный земельный участок 08.08.2013 зарегистрировано в ЕГРП за номером 71-71-01/082/2013-980.

           В дальнейшем общество на основании соглашения об отступном от 10.10.2013 произвело отчуждение земельного участка Ковтуну Николаю Алексеевичу. Право собственности Ковтуна Н.А. на земельный участок также зарегистрировано в                              ЕГРП 15.11.2013 за номером регистрации 71-71-01/144/2013-242. 

           Общество, полагая, что цена выкупа должна была определяться на дату подачи заявления (в размере 26 823 рублей 05 копеек), обратилось в арбитражный суд с  уточненными требованиями.

           Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

           Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату (пункт 2 статьи 28 ЗК РФ).

В силу части 1 статьи 36 ЗК РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Как усматривается из материалов дела, на момент подачи заявления о выкупе земельного участка заявитель являлся собственником находящегося на нем нежилого здания и имел исключительное право на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимого имущества.

Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт  6 статьи 36 ЗК РФ).

В силу абзаца 2 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Таким образом, именно с момента подачи заявки со всеми необходимыми документами у уполномоченного органа возникает обязанность по вынесению соответствующего решения и в месячный срок со дня поступления заявления возникает обязанность по заключению договора купли-продажи; правоотношения по выкупу земельного участка также возникают с момента подачи заявки и с этого же момента возникают соответствующие обязанности. При этом размер выкупной цены земельного участка должен определяться по состоянию на дату подачи такого заявления либо в месячный срок после его принятия.

Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключенному в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Как установлено судом, по заявлению общества от 15.05.2012 министерством в установленный законом срок решение о предоставлении земельного участка на праве собственности принято не было, договор купли-продажи земельного участка не подготовлен.

Впоследствии, 05.06.2013, министерством было принято распоряжение № 610 о передаче заявителю земельного участка в собственность.

При этом в пункте 1 распоряжения от 05.06.2013 № 610 цена выкупа установлена в размере 723 723 рублей 56 копеек. Выкупная стоимость определена министерством исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 4 824 823 рублей 74 копеек (удельный показатель 1 857,13 руб./кв. м), внесенной в государственный кадастр недвижимости 25.02.2013 в соответствии с постановлением правительства Тульской области от 18.12.2012 № 715 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы».

Вместе с тем в силу пункта 6 статьи

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 по делу n А62-5697/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также